ИРИ выделит гранты до 6 млрд руб. на две игры-блокбастера до 2030 г.

Форум "Цифровые решения". Справа: заместитель генерального директора Института развития интернета Андрей Воронков (фото ComNews)
Летом 2025 г. генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский сообщал, что в период с 2025 г. по 2027 г. общая поддержка игровых проектов составит около 3,4 млрд руб. В 2025 г. ИРИ планирует в годичном объеме увеличить инвестиции в эту сферу с 1,57 млрд руб. (показатель 2024 г.) до 2 млрд руб.
13 ноября в кулуарах форума "Цифровые решения" заместитель генерального директора ИРИ Андрей Воронков в беседе с ComNews отметил, что организация ежегодно увеличивает финансирование игрового направления примерно на 500 млн руб. "К 2029-2030 гг. мы планируем профинансировать как минимум две большие игры с бюджетом 1-3 млрд руб. каждая. Будем работать в софинансировании, нужен партнер, который внесет от 30% до 50%. ИРИ может покрыть до 70%. То есть, если участник конкурса запрашивает 100 руб. виртуального бюджета, ИРИ готов предоставить 70%, а 30% - это софинансирование технологиями и деньгами партнеров", - сказал он.
Заместитель гендиректора ИРИ также ответил на вопрос о тенденции, когда венчурные фонды проявляют все больший интерес к отечественным разработчикам игр: "Тренд есть, интерес мы видим. Хочется, чтобы он конвертировался. В ноябре этого года стартует следующий конкурс, и мы хотим, чтобы участники изначально заходили на конкурс с определенными договоренностями с инвесторами. Чтобы проект полностью закрывался, Институт развития интернета даст от 50% до 70%, а оставшуюся часть участники должны привлечь сами", - сказал Андрей Воронков.
Замруководителя ИРИ признал, что привлечь даже 30% финансирования может быть сложно для разработчиков, особенно без системного партнера. Поэтому, по его словам, ИРИ работает с различными венчурными фондами, чтобы помочь студиям привлечь финансирование.
"Мы формируем контакты со всеми участниками рынка. К сожалению, нет постоянного единого окна, когда поданную заявку в ИРИ одновременно рассматривают банки и венчуры. Такого пока нет. Каждый проект уникален, и это трудозатратно", - добавил он.
В заключение Андрей Воронков отметил, что экономика в игровой индустрии должна запуститься, когда бизнес увидит перспективы: "Ситуация с проектами до 60-100 млн руб. сейчас неплохая, и софинансирование вполне реально найти. С крупными проектами - от 100 млн и выше - проблема. Без дистрибуции на мировой рынок крупный проект в России не отобьется, поэтому есть объективная проблема - никто не хочет вкладываться. На своем уровне мы пытаемся ее решать, ведем переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе окологосударственными компаниями", - подытожил он.
Директор по цифровым креативным индустриям фонда "Сколково" Алексей Каленчук отметил рост интереса к отечественной игровой индустрии: "Фонды и инвесторы активно поддерживают проекты с высокой культурной составляющей, включая наш фонд. Президентский фонд культурных инициатив финансирует видеоигры, а Фонд содействия инновациям помогает на ранних стадиях технологически продвинутым играм".
Алексей Каленчук рассказал, когда инвестиции смогут полностью удовлетворить потребности разработчиков отечественных игр. По его словам, это произойдет, когда крупные видеоигровые и другие B2C-ориентированные компании, такие как телеком, медиа, онлайн-ретейл и др., начнут активно инвестировать в разработку игр и создадут собственные "конвейеры". "Сейчас эта деятельность в России не на пике популярности. Именно такие механизмы, вместе с государственным финансированием, смогут полностью удовлетворить запрос на игры", - считает он.
Независимый финансовый советник Елена Савина отмечает, что финансирование проектов - ключевой вопрос: "Полное покрытие потребностей зависит не столько от объема денег, сколько от зрелости экосистемы. Важны несколько факторов".
По мнению Елены Савиной, во-первых, важно развитие модели софинансирования: "Как подчеркнул Андрей Воронков, привлечение 30-50% финансирования от партнера - сложная задача для разработчика. Потребности будут удовлетворены, когда частные венчурные фонды и стратегические инвесторы массово начнут брать на себя эту долю. Они увидят в геймдеве (GameDev, от англ. games development - разработка игр, процесс создания игры от задумки до выпуска на рынок - прим. ComNews) понятную и перспективную историю для вложений. Есть позитивные сигналы: частные фонды за первое полугодие 2025 г. увеличили объем вложений в 11 раз. Во-вторых, накопление экспертизы самими инвесторами. Видеоигры - не стандартное ИТ-приложение. Их успех сложно предсказать по ранним метрикам".
Елена Савина подчеркнула, что инвестиции в игровую индустрию часто напоминают покупку кота в мешке: "Фондам важно развивать интуицию и глубокое понимание продукта, чтобы уметь распознавать перспективные проекты и не бояться инвестировать в них. Кроме того, необходима успешная интеграция в глобальную индустрию. Российские студии уже показали, что могут создавать качественный продукт, востребованный по всему миру. Это могут быть игры с уникальным региональным колоритом, такие как Atomic Heart и Black Book, или проекты по популярным франшизам, как у Owlcat Games".
Представитель игровой студии "Сайберия Нова", разработчика отечественных игр "Смута" и "Земский собор", рассказал, что привлечение инвестиций в видеоигровые проекты в последние годы не самая простая задача, поскольку ROI (срок окупаемости) очень сильно зависит от успеха продукта на рынке, того, как его воспримет аудитория: "Нужно уметь просчитывать окупаемость проекта, строить бизнес-план, думать как продюсер. Сейчас небольшим студиям найти инвестора крайне сложно. Но это не значит, что не стоит пробовать. Просто нужно трезво рассчитывать силы, фокусироваться и идти шаг за шагом".
Представитель студии "Сайберия Нова" рассказал, что помимо ИРИ есть еще Президентский фонд культурных инициатив: "Этот фонд поддерживает проекты в креативных индустриях, включая видеоигры. Чтобы получить грант, проект должен доказать культурную и социальную ценность. Так, в 2025 г. одним из получателей гранта стала выставка-фестиваль "Игропром", где представлены исключительно отечественные видеоигровые проекты.
