Сергей Симоненко, директор по информационным технологиям ОТП Банка. Фото Влады Камыниной
Сергей
Симоненко

директор по информационным технологиям ОТП Банка
© ComNews
01.12.2025

В ночь с 21 на 22 марта 2025 года "ОТП Банк" одним из первых в России мигрировал с иностранного карточного процессинга Transmaster компании Tietoevry на отечественное решение Solar от "Солантек". Процессинг - система, которая обрабатывает все платежные карточные и электронные транзакции банка от момента поступления запроса до завершения расчетов. Она взаимодействует с ключевыми ИТ-системами организации. Банк в ходе трансформации отказался от иностранного программного обеспечения, включая СУБД Oracle. ComNews поговорил с директором по информационным технологиям ОТП Банка Сергеем Симоненко о подробностях миграции и о том, как проходит импортозамещение в российских банках.

Когда и почему вы решили мигрировать на российское решение?

После начала СВО в 2022 году из России уходили не только крупные иностранные вендоры, такие как Microsoft, Oracle, IBM, но и поставщики процессинговых решений. В нашем банке стояло решение Transmaster компании Tietoevry. Этот процессинг используют многие компании в мире, в России он был установлен в двух-трех организациях. Решение Tietoevry используется в банках нашей группы, например, в Венгрии и Узбекистане (ОТП Банк Россия - "дочка" OTP Group, которая базируется в Венгрии. Банки группы находятся в Венгрии, Албании, Болгарии, Молдавии, Румынии, Сербии, Словении, на Украине, в Хорватии, Черногории и России - прим. ComNews).

Transmaster - классическое монолитное решение, построенное на системе управления базами данных (СУБД) Oracle. Все данные о транзакциях клиентов, бизнес-логика работы приложения, отчетность - все это было в базе данных Oracle. Мы неплохо работали с Tietoevry: они делали релизы два-три раза в год, удовлетворяли требования регулятора, MasterCard, Visa, "МИР", следовали стандарту PCI DSS (международный стандарт безопасности, разработанный для защиты данных платежных карт - прим. ComNews). Но в 2022 г. они были вынуждены уйти с российского рынка.

Уход Tietoevry - лишь одна из причин перехода на российский процессинг. Вторая касается российского регулирования: максимум к 2030 году необходимо провести импортозамещение на объектах критической информационной инфраструктуры, к которым относится и банковский процессинг.

Как компания объявила о прекращении сотрудничества с вами?

У меня нет претензий к Tietoevry: они профессионалы, которые делают качественные решения. Полагаю, их решение уйти с рынка было связано с внешними обстоятельствами. Но возникла проблема: замена процессинга - процесс долгий. Мы договорились, что Tietoevry будет оказывать поддержку до завершения миграции банка на новое решение.

Мы перешли очень оперативно - подготовка и переход заняли около года и девяти месяцев. Может, мигрировали бы дольше, если бы не "дедлайн" от Tietoevry. С одной стороны, неприятно, когда вынуждают. С другой - мы мобилизовались и не растянули переход на несколько лет.

Почему выбрали решение "Солантек"? Рассматривали ли другие варианты?

Мы понимали, что новое решение должно быть отечественным. ОТП Банк провел стандартные закупочные процедуры, на последнем этапе осталось три вендора - БПЦ, "Компас Плюс" и "Солантек" с решением Solar. На тот момент БПЦ и "Компас Плюс" использовали для процессинга Oracle, который ушел из России и с тех пор не оказывает поддержку и не планирует развивать здесь бизнес. Тогда БПЦ и "Компас Плюс" только разрабатывали решение с российской СУБД, а процессинг от "Солантек" изначально был построен на PostgreSQL. Мы не хотели в будущем проходить через еще одну миграцию, поэтому выбор был очевиден.

Кроме того, только у "Солантек" децентрализованная архитектура. У Solar разные модули для аутентификации, авторизации, эквайринга, эмиссии, у каждого из них база данных на Postgres. В ходе технологической трансформации мы осознали, что большие монолитные решения тормозят бизнес - а наш процессинг на Oracle был именно таким. У "монолитов" большие релизы, долгий срок на разработку, тестирование, пайплайн, поставку - это ограничения с точки зрения скорости, надежности и стабильности. Современный рынок требует перехода к микросервисам.

Многие ли банки не переходят на российские решения, ожидая возвращения зарубежных вендоров?

Кто-то действительно надеется переждать, потому что во многих банках стоит Oracle. Oracle - хорошая СУБД, не зря много лет компания является одним из мировых лидеров в индустрии, но стратегически работать на иностранных решениях невыгодно. Во-первых, вендоры ушли и предпосылок к возврату нет. Во-вторых, даже если это произойдет, нет гарантий, что они снова не уйдут. Системы такого класса очень ресурсоемкие, дорогие и сильно влияют на бизнес, менять их трудно. Поэтому ОТП Банк придерживается стратегии ухода от иностранных вендоров, которые создают риск остановки бизнеса.

Пришлось ли для миграции обновлять инфраструктуру?

Да, потому что переход - процесс комплексный. Но за счет децентрализованной архитектуры нового решения для каждого модуля не требовалась большая инфраструктура. В прежней монолитной системе приходилось использовать высокопроизводительное "железо" для обработки операций. Для нового процессинга мы покупали серверы x86 - простое, недорогое и доступное оборудование. К тому же решения для "монолитов" дорогие, их поставки в Россию затруднены. Поэтому банк только выиграл.

А надежность не пострадала?

Новое решение обеспечивает 99,99% надежности. Там построена архитектура Active-Active: в двух центрах обработки данных размещены узлы системы, где функционируют базы данных и серверы приложений. То есть вся инфраструктура дублируется на двух площадках и параллельно обрабатывает поток клиентских запросов. Если с одной площадкой что-то случится, весь поток перейдет на вторую и работа не остановится. Маловероятно, что из строя выйдут две площадки одновременно.

Также преимущество небольших модулей в том, что их можно горизонтально масштабировать. Старые процессинги содержат всю логику в базе данных - если клиентский поток или объем операций увеличивается и приходится обрабатывать больше, нужна более мощная и дорогая инфраструктура. При горизонтальном масштабировании достаточно добавить дополнительные обработчики, которые будут получать поток клиентских запросов.

Для чего понадобилось останавливать все процессы на ночь?

Процессинг - это одно из сердец банка, как и автоматизированная банковская система (АБС). Поменять ключевую систему - непростая задача, ведь она интегрирована со всем ландшафтом: АБС, системой дистанционного банковского обслуживания, кредитными конвейерами, антифродом.

У нас несколько миллионов карт действующих клиентов, и надо было их перенести в новое решение с минимальным простоем. Прежде всего мы настроили постоянную синхронизацию, чтобы изменения переливались в новое решение. Но для окончательного перевода требовался период, в который клиенты прекратят выполнять транзакции. Мы выбрали ночь, потому что в это время наименьший клиентский поток.

Были ли клиенты к этому готовы?

Мы за пару недель начали их информировать - через СМС-рассылку, мобильное приложение, соцсети и СМИ. Проводили большую агитационную кампанию, в рамках которой рассказывали, что меняем одну из ключевых систем банка, новое решение будет современнее, быстрее, надежнее и позволит оказывать лучший сервис. Рекомендовали сделать нужные операции до остановки. В день X большинство понимало, что в банке происходят важная трансформация.

Мы работали не только с клиентами, но и с партнерами, государством и журналистами - постоянно рассказывали о сроках и деталях проведения работ.

Как прошел финальный этап миграции?

В целом очень хорошо. Сервис был недоступен около восьми часов. Мы все тщательно спланировали и протестировали миграцию много раз: рассчитали, сколько времени она займет, оптимизировали процессы, чтобы время недоступности для клиентов было минимальным. В течение ночи, перед тем как подключить клиентов к новому решению, провели family&friends-тесты и только после этого расширили на всех клиентов. Это был очень сложный процесс, участвовали не только ИТ-сотрудники, которые непосредственно проводили миграцию: много команд в случае проблем были готовы подключиться. Пришлось провести большую работу на уровне всего банка, чтобы миграция случилась.

Возникли ли сложности в связи с переходом?

Потребовалось переучить и адаптировать команду. С "Солантек" мы организовали обучение по поддержке и доработке решения, также обучали сотрудников бэкофиса, которые работают в системе.

Сотрудники в отделениях напрямую с системами не работают, поэтому для них изменений нет. Но для команды, которая обслуживает процессинг, это был вызов: они перешли на новый стек технологий, другую базу данных, другие способы интеграции. Поначалу были опасения из-за привычки к старому решению, а потом стало интересно.

И конечно, для внедрения нового решения потребовались существенные инвестиции - в решение и команду.

Что изменилось для клиентов после миграции?

Переход положительно сказался на клиентском опыте. Старый процессинг мы внедряли 15 лет назад - он устарел. Во время миграции мы обновили решения и сделали их удобнее. К примеру, сейчас уведомления, что клиент совершил операцию, приходят через секунду, ранее это время доходило до нескольких минут.

До миграции к счету можно было привязать только одну карту, а теперь - не только собственную, но и карты ребенка и других близких.

Кроме того, появилась гибкость для развития программ лояльности и внедрения новых сервисов для клиентов. В старом процессинге нельзя было интегрировать геймификацию - теперь можно.

Еще одно преимущество нового решения - оно дешевле в плане инфраструктуры, гибче масштабируется, отказоустойчиво, работает в режиме Active-Active, а новые релизы можно устанавливать без остановки сервиса - раньше банк прерывал клиентские операции на несколько часов. Теперь мы можем это делать гибко, бесшовно, и клиенты не замечают изменений.

То есть для банка появилась бизнес-ценность?

Основной вопрос многих - как получить бизнес-ценность таких проектов. Многие считают их обязательными из-за требований регулятора. Но главный вызов для меня - видеть не просто инфраструктурный проект, а открытие новых возможностей.

Для примера: мы думаем, куда перенести отчетность, которая хранится в АБС. Она сильно нагружает систему. Вместе с коллегами из бухгалтерии думаем, какую ценность даст новое решение: что можно улучшить, автоматизировать. Новое решение будем делать так, чтобы решить накопленные проблемы.

Мы заканчиваем вывод из эксплуатации решения Siebel - это CRM-система, через которую строится работа всех отделений, кол-центров. За несколько лет мы ее разделили и перевели на новый стек технологий. Пять лет назад это был "монолит": конвейеры, данные, обслуживание - все, что связано с клиентами, было там. Эта система была настолько тяжеловесная и сложноуправляемая, что релизы были всего раз в квартал. На этапе переноса процессов на современные стеки коллеги из бизнеса увидели значительный рост показателей скорости выпуска нового функционала и эффективности общения с клиентами. А началось-то все с того, что надо было убрать старую систему. Синергия бизнеса и ИТ для переработки ландшафта - это очень круто.

У банка теперь есть уникальная экспертиза по миграции крупной системы с иностранного решения на отечественное. Как вы ее используете?

Мы научились делать такие большие проекты - не каждый месяц или даже год банки меняют core-систему. Поэтому будущие проекты, связанные с заменами или переносом ключевого функционала, будут проходить легче.

Накопленный опыт оказался востребованным - к нам приходят компании на референс. Мы открыто рассказываем о плюсах и минусах, потому что с ИТ- и бизнес-сообществом у нас общее дело: оказывать клиентам лучший сервис.

По закону "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" от 26.07.2017 №187-ФЗ, владельцы объектов КИИ должны были импортозаместить процессинг в 2025 году, но не у всех банков это получилось. Применяет ли регулятор санкции?

В законе есть ранжирование организаций и объектов, для них требования разные. Процесс замещения идет, регулятор понимает, что это непросто, особенно для больших организаций. Не все импортозаместились и не по всему требуемому программному обеспечению, но порядка 60-70% перешли на отечественные решения, где-то 30-40% еще в процессе. Это непросто, но, думаю, в 2027-2028 годах основные процессы завершатся. Регулятор дает время до 2030 года для разных типов организаций - рынок плюс-минус в эти сроки уложится.

Импортозамещение не идет равномерно: где-то меняют программное обеспечение, где-то базы данных, а кто-то обновляет оборудование. Эти процессы могут быть растянуты: можно поменять софт и базу данных, а инфраструктурой заняться позже.

Маленькие банки могут позволить настолько сложный и дорогой переход на новый процессинг?

Редко такие банки имеют собственный процессинг. Содержать инфраструктуру, софт, команду обслуживания недешево. Обычно собственные процессинги имеют компании топ-20-30 на рынке. Небольшие банки пользуются процессингом как внешней услугой. Для них миграция не проблема - об этом должен думать провайдер сервиса.

Что еще нужно импортозаместить ОТП Банку?

В этом году мы заканчиваем вывод из эксплуатации Siebel. Также работаем с хранилищем, которое построено на Oracle, - постепенно переводим на новые технологии. Наша система АБС тоже в большей степени построена на Oracle, и мы плотно работаем с поставщиком решения в части поиска альтернативы Oracle для больших объемов данных.

Импортозамещение проходит в рамках большой программы операционной стабильности, которая стартовала в ОТП в 2022 году. Мы весь ландшафт перестраиваем на новые рельсы. По нашим прогнозам, для завершения импортозамещения нам понадобится минимум два года.

Есть решения, аналогов которых нет в России? Или сферы, в которых импортозамещение пока невозможно?

Вопрос "железа" для больших систем не решен - это одна из самых сложных сфер в импортозамещении. Хорошего софта за последние три года написали много, а развитие инфраструктуры - более ресурсоемкий и наукоемкий процесс. Это огромная индустрия, которая строилась десятилетиями, - невозможно пройти весь этот путь за три года.

Кроме инфраструктуры есть менее масштабные проблемы - например, почтовые приложения. Исторически рынок занимает Microsoft Exchange - он стоит почти во всех организациях в России и мире. Многие российские компании - "Яндекс", "ВК", Т1 и др. пишут аналоги, но полноценного и качественного решения, как у Microsoft, пока нет. Аналогично с офисными приложениями. Есть аналоги, такие как OpenOffice, но они по уровню недотягивают до Google Docs и Microsoft Office. Нужно время, чтобы догнать то, что западные компании делали десятилетиями.