Будущее Travel-сегмента за цифровыми экосистемами

Об этом рассказали участники панельной дискуссии "Travel в экосистемах и маркетплейсах" десятой ежегодной конференции по развитию туристического бизнеса с использованием цифровых технологий "ТревелХаб". Отвечая на вопрос модератора дискуссии, президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, директор по продукту "Яндекс.Путешествия" Иван Фефелов отметил, что рынок туризма находится на стадии консолидации и конкуренция на нем высока. В будущем, по его словам, экосистемы заберут значительную долю рынка.
https://www.comnews.ru/content/242440/2025-11-19/2025-w47/1011/turizm-p…
Другой участник дискуссии, руководитель сервиса "Путешествия" в ПАО "Т-Банк" Илья Артеменко отметил, что конкуренция на рынке строится на трех вещах: аудитории, программах лояльности и качестве продукта. По его мнению, тот, кто будет побеждать в одной или нескольких из них, в итоге и вырвется в лидеры.
При этом Илья Уманский обратил внимание, что экосистемы выигрывают у моноигроков отрасли за счет размеров и готовности не получать прибыли из одной отрасли, а зарабатывать за счет общей прибыли с одного клиента за все время взаимодействия с ним (LTV - Lifetime Value). Но он предположил, что одним из конкурентов экосистем может стать союз локальных игроков, таких как, например, крупный банк и сервис по бронированию и дистрибуции гостиниц, - за счет объединения программ лояльности.
https://www.comnews.ru/content/218981/2022-02-24/2022-w08/rabota-putesh…
С ним согласился коммерческий директор ООО "Интернет Трэвел" (Ozon Travel) Федор Тарасюк. Он отметил, что клиенты выберут бизнес с лучшим сервисом, но он обратил внимание, что маркетплейсы имеют преимущество в виде большего количества интересных сценариев.
"Мы пытаемся переиспользовать e-commerce механики в сфере услуг, некоторые их них хорошо работают и нравятся пользователям. Но мне кажется, что Travel-рынок не будет консолидирован", - заявил он.
По словам Федора Тарасюка, в отрасли путешествий может "выстрелить" и добиться успеха какой-то моноигрок. В качестве примера он привел компанию Airbnb, остающуюся мировым лидером в сфере туристической аренды жилья и апартаментов.
https://www.comnews.ru/content/242334/2025-11-14/2025-w46/1008/rzhd-ne-…
Генеральный директор ООО "РЖД-Цифровые решения" (входит в ОАО "РЖД") Евгения Чухнова отметила, что цифровые экосистемы - не только удобные приложения, но и лояльность клиенту и отношение к нему. Она сослалась на успех "Т-Банка", добившегося успеха во многом за счет новой формы взаимодействия с клиентами и добавила, что в середин 2010 гг. невозможно было представить одежду и обувь в сегменте e-commerce. Она отметила важность формы предоставления продукта и повышение ее удобства для пользователя.
"Мы видим высокий интерес и чувствительность к нашему отношению к клиентам даже в сегменте B2B. Способны ли наши процедуры и решения быть достаточно гибкими, чтобы идти им навстречу. Есть мнение, что доля платформенной экономики к 2027 г. достигнет 80%, и когда мы говорим слово "экосистемы", глядя на другие сегменты экономики, в которых есть цифровые платформы, определенные выводы напрашиваются сами собой. Отрицать это явление очень сложно, посмотрите - Wildberries уже открыл "WB Travel" и стал новым игроком на рынке", - сказала Евгения Чухнова.
Мнение финансовых аналитиков
Аналитик АО "Финам" Леонид Делицын рассказал, что архитектура рынка путешествий включает несколько слоев, отличных по структуре конкуренции, он согласился, что она сильна на каждом из них. В качестве примера он привел рынок авиакомпаний, чью конкуренцию он назвал олигополистической, но не отсутствующей.
"В США на этом рынке в течение многих десятилетий вспыхивали ценовые войны "на вылет", по итогам которых слабейший игрок выбывал с рынка. Антимонопольные службы это разрешали, поскольку на рынке все равно оставалось несколько конкурирующих авиаперевозчиков. Поэтому уже лет сорок, а то и полвека, авиаперевозчики разрабатывали совместные программы, например, с телефонными компаниями, к примеру "переключись на такого-то оператора и заработай столько-то бесплатных миль. Такие компании были направлены на определенные группы пользователей, способных извлечь выгоду из предложения", - рассказал он.
По словам Леонида Делицына, многие оффлайн трэвел-агентства, в эпоху до широкого распространения интерента, работали в ситуации "идеальной конкуренции", то есть не могли вести никаких ценовых войн, но могли зарабатывать достаточно, чтобы платить зарплаты сотрудникам и позволить владельцу чувствовать себя предпринимателем.
"На трэвел-рынке присутствуют агрегаторы предложений билетов, сети отелей, туроператоры, турагенства, которые тоже все ожесточенно конкурируют друг с другом. Часты банкротства, слияния, поглощения. Такие проекты, как Booking.com, Experia и AirBnB миллиарды долларов тратят на рекламу на Google, чтобы потенциальный клиент видел их предложения", - сказал Леонид Делицын.
Он отметил, что независимым компаниям всегда было сложно работать на таком рынке, а крупные экосистемы видят в нем возможность предоставить клиентам дополнительные услуги. Леонид Делицын заявил, что экосистемы нужны трэвел-рынку так же, как им нужен Google - это канал доступа к клиентам, которых у экосистем миллионы и десятки миллионов.
"Экосистемы не будут конкурировать на трэвел рынке с той же интенсивностью, как независимые компании, как не будет Google насмерть бороться с Microsoft за бюджеты AirBnB и Booking.com. И для Google, и для других экосистем трэвел - это лишь маленький ручеек в общей системе потоков их выручки. Он всегда будет дополнительным несложным способом продать клиентам дополнительную услугу и повысить эффективность существующей инфраструктуры сбыта", - заключил он.
