Image from 123rf.com
Цифровые экосистемы консолидируют рынок путешествий и в будущем заберут его крупную долю. Они будут конкурировать за счет финансовых возможностей компаний и их способности зарабатывать за счет экосистемного LTV.
© ComNews
02.12.2025

Об этом рассказали участники панельной дискуссии Х Ежегодной конференции по развитию туристического бизнеса с использованием цифровых технологий "ТревелХаб". Отвечая на вопрос модератора дискуссии президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, директор по продукту "Яндекс.Путешествия" Иван Фефелов отметил, что рынок туризма находится на стадии консолидации и конкуренция на нем высока. В будущем, по его словам, экосистемы заберут значительную долю рынка.

https://www.comnews.ru/content/242440/2025-11-19/2025-w47/1011/turizm-p…

Другой участник дискуссии - руководитель сервиса "Путешествия" ПАО "Т-Банк" Илья Артеменко отметил, что конкуренция на рынке строится на трех вещах: аудитории, программах лояльности и качестве продукта. По его мнению, тот, кто будет побеждать в одной или нескольких из них, в итоге и вырвется в лидеры.

При этом Илья Уманский обратил внимание, что экосистемы выигрывают у моноигроков отрасли за счет размеров и готовности не получать прибыль из одной отрасли, а зарабатывать за счет общей прибыли с одного клиента за все время взаимодействия с ним (LTV - Lifetime Value). Но он предположил, что одним из конкурентов экосистем может стать союз локальных игроков, таких как, например, крупный банк и сервис по бронированию и дистрибуции гостиниц - за счет объединения программ лояльности.

https://www.comnews.ru/content/218981/2022-02-24/2022-w08/rabota-putesh…

С ним согласился коммерческий директор ООО "Интернет Трэвел" (Ozon Travel) Федор Тарасюк. Он отметил, что клиенты выберут бизнес с лучшим сервисом, но обратил внимание, что маркетплейсы имеют преимущество в виде большего количества интересных сценариев.

"Мы пытаемся переиспользовать e-commerce-механики в сфере услуг, некоторые из них хорошо работают и нравятся пользователям. Но мне кажется, что Travel-рынок не будет консолидирован", - заявил он.

По словам Федора Тарасюка, в отрасли путешествий может "выстрелить" и добиться успеха какой-то моноигрок. В качестве примера он привел компанию Airbnb, остающуюся мировым лидером в сфере туристической аренды жилья и апартаментов.

https://www.comnews.ru/content/242334/2025-11-14/2025-w46/1008/rzhd-ne-…

Генеральный директор ООО "РЖД-Цифровые решения" (входит в ОАО "РЖД") Евгения Чухнова отметила, что цифровые экосистемы - не только удобные приложения, но и лояльность клиенту и отношение к нему. Она сослалась на успех Т-Банка, добившегося успеха во многом за счет новой формы взаимодействия с клиентами, и добавила, что в середине 2010-х гг. невозможно было представить одежду и обувь в сегменте e-commerce. Она отметила важность формы предоставления продукта и повышение ее удобства для пользователя.

"Мы видим высокий интерес и чувствительность к нашему отношению к клиентам даже в сегменте B2B. Способны ли наши процедуры и решения быть достаточно гибкими, чтобы идти им навстречу. Есть мнение, что доля платформенной экономики к 2027 г. достигнет 80%, и когда мы говорим слово "экосистемы", глядя на другие сегменты экономики, в которых есть цифровые платформы, определенные выводы напрашиваются сами собой. Отрицать это явление очень сложно, посмотрите - Wildberries уже открыл WB Travel и стал новым игроком на рынке", - сказала Евгения Чухнова.

Мнение финансовых аналитиков

"Рынок Travel - уже не про простой поиск туров. Это цепочка из нескольких этапов от вдохновения и выбора направления до бронирования транспорта и проживания, дополнительных услуг на месте поездки и послепродажного обслуживания. Раньше каждый этап обслуживали отдельные игроки, пользователю приходилось искать идеи на одних площадках, покупать билеты у авиакомпаний или на отдельных агрегаторах, бронировать отели в других сервисах и брать страховку в третьем месте. Сейчас крупные цифровые экосистемы пытаются собрать всю эту цепочку внутри одного интерфейса, чтобы человек не выходил за пределы привычного приложения", - рассказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

По его словам, экосистемы выходят на этот рынок двумя способами. В первом случае они опираются на уже существующие маркетплейсы, массовое платежное приложение и добавляют в них блок путешествий, тем самым получая сформированную аудиторию и программу лояльности. Таким образом появляются разделы с авиабилетами, отелями и так далее. Во втором случае экосистемы опираются на сильный поиск и рекламную инфраструктуру. В таком случае путешествия становятся продолжением рекламного бизнеса.

"В обоих вариантах Travel воспринимается как вертикаль с высокой средней суммой чека и понятной сезонностью, которая органично дополняет уже работающие цифровые сервисы", - отметил Владимир Чернов.

Аналитик АО "Финам" Леонид Делицын рассказал, что архитектура рынка путешествий включает несколько слоев, отличных по структуре конкуренции, и согласился, что она сильна на каждом из них. В качестве примера он привел рынок авиакомпаний, чью конкуренцию он назвал олигополистической, но не отсутствующей.

"В США на этом рынке в течение многих десятилетий вспыхивали ценовые войны "на вылет", по итогам которых слабейший игрок выбывал с рынка. Антимонопольные службы это разрешали, поскольку на рынке все равно оставалось несколько конкурирующих авиаперевозчиков. Поэтому уже лет сорок, а то и полвека авиаперевозчики разрабатывали совместные программы, например, с телефонными компаниями - к примеру, "переключись на такого-то оператора и заработай столько-то бесплатных миль". Такие компании были направлены на определенные группы пользователей, способных извлечь выгоду из предложения", - рассказал он.

По словам Леонида Делицына, многие офлайн-тревел-агентства, в эпоху до широкого распространения интернета, работали в ситуации "идеальной конкуренции", то есть не могли вести никаких ценовых войн, но могли зарабатывать достаточно, чтобы платить зарплаты сотрудникам и позволить владельцу чувствовать себя предпринимателем.

"На тревел-рынке присутствуют агрегаторы предложений билетов, сети отелей, туроператоры, турагентства, которые тоже все ожесточенно конкурируют друг с другом. Часты банкротства, слияния, поглощения. Такие проекты, как Booking.com, Experia и AirBnB, миллиарды долларов тратят на рекламу в Google, чтобы потенциальный клиент видел их предложения", - сказал Леонид Делицын.

Он отметил, что независимым компаниям всегда было сложно работать на таком рынке, а крупные экосистемы видят в нем возможность предоставить клиентам дополнительные услуги. Леонид Делицын заявил, что экосистемы нужны тревел-рынку так же, как им нужен Google - это канал доступа к клиентам, которых у экосистем миллионы и десятки миллионов.

"Экосистемы не будут конкурировать на тревел-рынке с той же интенсивностью, как независимые компании, как не будет Google насмерть бороться с Microsoft за бюджеты AirBnB и Booking.com. И для Google, и для других экосистем тревел - это лишь маленький ручеек в общей системе потоков их выручки. Он всегда будет дополнительным несложным способом продать клиентам дополнительную услугу и повысить эффективность существующей инфраструктуры сбыта", - заключил Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик