Юлия
Стрелец

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
16.02.2026

В конце 2025 года, когда началось замедление WhatsApp*, блокировка Roblox и других платформ, у россиян еще оставалась надежда, что ограничения не затронут Telegram. События последней недели заставляют в этом сильно усомниться. Сколько мессенджеру осталось - дни, недели или месяцы? На практике видно, что действия Роскомнадзора обратной силы не имеют: все, что попало в список на блокировку, шансов ее обойти не имеет. Смирятся ли россияне с таким исходом?

Итак, на глазах у десятков миллионов россиян право на выбор, где и как общаться, раздавливает государственный пресс. Только 2% пользователей отреагировали на новость о замедлении Telegram на прошлой неделе положительно, как говорит статистика. Однако в стране не осталось действенных легитимных механизмов, чтобы выразить несогласие. Общественные институты оказываются бездействующими. Уже четыре года российский интернет планомерно превращается в "суверенный", но ни одна из попыток этому воспротивиться не привела к успеху. Более того, попытки эти можно по пальцам пересчитать.

Одна из них, совсем свежая, - законопроект о моратории на блокировку мессенджеров. Авторами инициативы выступили депутаты из КПРФ. Их основная идея в том, чтобы найти компромисс: пусть РКН блокирует отдельные сообщения и паблики с противоправным контентом, но не замедляет и не ограничивает полностью работу платформ. Может показаться, что звучит логично, но мировой и российский опыт показывает, что регулятор этим заниматься не хочет или не может, поэтому ответственность за блокировку контента он перекладывает на саму платформу. И уже бездействие платформы по блокировке такого контента приводит к ее тотальному ограничению.

Однако сюрреалистичнее всего в истории с этим законопроектом выглядит сам факт, что Коммунистическая партия озаботилась свободой слова и распространения информации.

К борцам за право выбора площадки для общения примкнул и глава "Справедливой России" Сергей Миронов с гневными высказываниями в адрес РКН. Лидер партии "Новые люди" Алексей Нечаев тоже призвал правительство отказаться от политики блокировок и запретов. По его мнению, постоянные новые ограничения вызывают у граждан растерянность и депрессию, поскольку они не понимают, что разрешено, а что - нет. Акции против блокировок Telegram провели даже члены партии "Яблоко". Все партии, кроме "Единой России", решили попиариться на народной теме. Но что-то подсказывает, что активность миноритарных фракций продолжится максимум до сентября - поры очередных выборов. А потом шум по защите соцсетей и мессенджеров затихнет.

У ИТ-сектора - которому в последнее время везет больше других - гораздо выше шансы отстоять или пролоббировать важное для бизнеса и работников решение. Сначала - отсрочка от армии и ИТ-ипотека, потом отрасль отстояла сохранение налоговых ИТ-льгот. Консолидированный голос компаний, представленных ИТ-ассоциациями, позиция регулятора, личные письма к главе государства - все это привело к тому, что у ИТ-отрасли остались преференции, которых нет у других. Но найдутся ли силы, мотивация и инструменты у этих игроков рынка снова, чтобы защитить уже не только интересы отдельной отрасли, но и куда большего числа граждан, пользующихся цифровыми технологиями? Остается только надеяться.

Что может сделать народ? Пикеты и митинги - дело ныне преступное. Петиции - бессмысленны. Остаются коллективные обращения в суд. В конце декабря 2025 года москвичи подали иск к РКН и Минцифры из-за ограничений работы Telegram и WhatsApp. Но буквально через несколько дней Таганский районный суд Москвы прекратил производство, указав, что истцы не представили доказательств, что уполномочены защищать права владельцев этих мессенджеров. История на этом пока не закончилась: в январе 2026 года истцы обжаловали отказ суда. Этот иск выглядит как попытка сделать хоть что-то - пусть даже заведомо неуспешное, - чем не делать ничего.

Если все попытки отстоять Telegram провалятся и останется данность - Telegram заблокировали, то будет несколько сценариев действий россиян. Одни смирятся и перейдут в Max, потому что делать нечего - там коммуникация с учителями и педагогами в родительских чатах, а у кого-то рабочие чаты теперь исключительно в национальном мессенджере.

Другие будут пока саботировать Max и искать альтернативы - например, вспоминать про давно забытые соцсети. В Сети уже расходятся шутки о том, куда люди будут переходить после блокировки Telegram: зумеры, например, вспомнили о существовании "Одноклассников". Это для них якобы альтернатива Max. Хотя если вспомнить, что и у Max, и у "ВКонтакте", и у "Одноклассников" единый учредитель, то смысла в таком переходе немного, если вопрос двойного шифрования сообщений пользователя все-таки волнует.

Вполне возможно, что будут распространяться сарафанным радио другие защищенные зарубежные или локальные российские мессенджеры - но и их жизнь не обещает быть долгой. Если начнет набирать распространение какая-то другая неугодная государству платформа, ее тоже замедлят, заблокируют.

Шутки про голубиную почту, электронные письма и спецсвязь, скорее всего, так и останутся шутками. А вот скачиваний VPN-сервисов и выходок, подобных недавней, когда некий активист велосипедным замком "заблокировал" двери Роскомнадзора, станет больше.

* принадлежит Meta, признанной экстремистской в РФ

https://www.comnews.ru/content/242789/2025-12-08/2025-w50/1002/bingo-ro…