Николай Яблонский, КоммерсантЪ-Екатеринбург
24.10.2006

Вчера на пресс-конференции в Екатеринбурге руководители уральского подразделения сотовой компании МТС сообщили, что начиная с 2007 года абонентская база оператора подвергнется массовым чисткам от "мертвых" абонентов. В компании объясняют это тем, что сейчас рыночная ситуация требует не количественных, а качественных показателей работы оператора. По подсчетам экспертов, после зачисток количество клиентов МТС может сократиться на 15-20%.

Как пояснил корреспонденту "Ъ" директор филиала ОАО "МТС Макрорегион "Урал" Андрей Дубовсков, массовые чистки абонентской базы связаны с тем, что сейчас рынок уже обращает внимание не на количество абонентов, а на средний ежемесячный доход, который они приносят компании (ARPU). Господин Дубовсков также добавил, что работу по повышению качества абонентской базы компания уже начала. Так, с 1 января 2006 года были изменены взаимоотношения с дилерами - отменено фиксированное вознаграждение за подключенных абонентов. "Кроме того мы, например, отказались от рекламных акций по продаже 2 sim-карт по цене 1", - рассказал глава филиала ОАО "МТС Макрорегион "Урал".

По мнению аналитиков сотового рынка, МТС делает вполне логичный шаг для улучшения своего имиджа для инвесторов. "Если раньше инвесторы оценивали сотовую компанию по количеству абонентов, то сейчас все понимают, что ее клиентская база не совсем соответствует реальному положению дел, и анализируют деятельность оператора по показателям ARPU", - отмечает директор уральского филиала ИК "Аккорд-Инвест" Константин Селянин. "Так как в большей степени показатели ARPU (высчитывается делением общей суммы дохода на количество абонентов - "Ъ") зависят от реального количества абонентов, то сотовые операторы сейчас просто сами заинтересованы в очистке своих баз от пассивных клиентов", - добавляет старший консультант iKS-consulting Маргарита Зобнина. Она также напомнила, что в МТС уже проводили такую работу в Московском регионе в начале 2006 года. В результате тогда, согласно опубликованным данным исследовательской компании ACM-Consulting, был продемонстрирован отрицательный прирост новых подключений - отток списанных "мертвых" абонентов превысил приток новых абонентов почти на 14 тыс. человек.

По подсчетам экспертов, в среднем в абонентской базе сотовых операторов количество абонентов, долгое время не пользующихся услугами компаний, составляет порядка 15-20%. В Уральском регионе у МТС более 4, 1 млн клиентов. Таким образом, количество "мертвых" абонентов может составлять до 800 тыс. человек. "Но даже, если МТС избавится от них, она останется крупнейшим игроком на Урале, сохранив свои лидирующие позиции - ведь у ее ближайших конкурентов и "большой тройки" абонентские базы гораздо скромнее", - считает Константин Селянин. Например, у компании "МегаФон-Урал" по итогам 9 месяцев 2006 года числилось 2, 9 млн абонентов, а у "ВымпелКома" (торговая марка "Билайн") - 3, 4 млн.

Стоит отметить, что "ВымпелКом" также взял курс на повышение качества абонентской базы. Как сообщила "Ъ" менеджер по связям с общественностью Уральского региона компании Анна Айбашева, этот оператор, как и МТС, прекратил рекламную раздачу sim-карт и изменил схему работы с дилерами ("Ъ" подробно писал об этом в №187 от 6 октября 2006 года).

Региональные же сотовые компании, работающие на Урале, говорят о том, что изначально подключают лояльных абонентов. Например, руководители ОАО "Уралсвязьинформ" (торговая марка Utel) и свердловского оператора "Мотив" ранее неоднократно подчеркивали, что не проводят рекламные акции с раздачей бесплатных sim-карт, а требуют за подключение с будущих клиентов достаточно существенную сумму и поэтому их абоненты делают осознанный выбор оператора.