Леонид Коник
© ComNews
31.12.1999

Впервые в истории петербургского рынка сотовой связи ни один из операторов не раскрыл планов на новый год. Все три действующих игрока — "Дельта Телеком", "Северо–Западный GSM" и FORA Communications — отделались лишь общими словами.

В былые времена операторы сотовой связи ежегодно, в декабре, заявляли о планах по удвоению абонентской базы в будущем году, активно делились задумками по новым тарифам и услугам. Вот что услышали репортеры ComNews.ru на этот раз.

Директор по маркетингу ЗАО "Дельта Телеком" Дмитрий Шкенев сообщил: "Нам полностью удалось преодолеть последствия кризиса: по сравнению с началом 1999 года, мы смогли увеличить активную абонентскую базу более чем на 40%. В этом году мы выглядели лучше, чем планировали год назад. Одно из значительных событий уходящего года — принятие NMT MoU стратегии дальнейшего развития стандарта NMT-450".

Говоря о планах компании на 2000 год, Дмитрий Шкенев отметил: "В 2000 году мы будем увеличивать абонентскую базу. В планах будущего года есть и расширение спектра услуг (в дополнение к таким услугам, как мобильный Internet, прогноз погоды, голосовая и факс–почта). На 2000–й год у нас есть определенные планы, которые касаются продолжения линии на предоставление различных тарифных планов, адресованных разным группам абонентов".

В ответ на вопрос о текущем и планируемом количестве абонентов директор по маркетингу "Дельта Телеком" сказал: "По нашим оценкам, на долю "Дельта Телеком" сегодня приходится не менее 30% петербургского рынка услуг сотовой связи. Это больше, чем было год назад. Нам не хотелось бы делать прогнозы по количеству абонентов на следующий год: в начале 1999 года никто не мог предвидеть, каким будет рынок к концу года. Конечно, в бизнес–плане компании заложен рост, но даже показатели, запланированные на 1999 год, были существенно перекрыты".

"Северо–Западный GSM" вообще воздержался от официальных сообщений о планах. По словам пресс–секретаря компании Алексея Ионова, бюджет "Северо–Западного GSM" на 2000 год еще не утвержден, так как не утвержден 5–летний план развития. Утверждение последнего в "Северо–Западном GSM" ожидают не раньше середины февраля.

Последнее обсуждение плана "пятилетки" состоялось в середине декабря на заседании совета директоров ЗАО "Северо–Западный GSM". Накануне совета директоров в компании прошел семинар, на котором руководство и акционеры обсуждали стратегию развития на ближайшие 5 лет. "По итогам семинара мы в течение нескольких месяцев подготовим официальный документ, который будет определять пятилетнюю политику компании и корректироваться ежегодно, в зависимости от ситуации на рынке", — говорит Андрей Климов, директор по маркетингу "Северо–Западного GSM".

Говоря о планах на 2000 год, Андрей Климов заявил, что "будущая стратегия компании носит ярко выраженный агрессивный характер". Руководство "Северо–Западного GSM" рассчитывает в течение 2000 года увеличить клиентскую базу на 60 000 абонентов. По состоянию на 30 декабря 1999 года "Северо–Западный GSM" говорил о том, что обслуживает 130 829 клиентов.

Будущее тарифной политики Андрей Климов обрисовал так же обтекаемо, как и Дмитрий Шкенев: "Уже в начале 2000 года компания намерена скорректировать свою маркетинговую политику. Будет введена новая тарифная сетка, включающая в себя несколько тарифных планов. В течение всего 2000 года мы намерены активно использовать и такой инструмент, как маркетинговые акции".

Менеджер по PR компании FORA Communications Ирина Релина называет важнейшими итогами уходящего года внедрение в двух областных городах — Выборге и Гатчине — местных 5–значных номеров (продвижение этих услуг идет под торговыми марками "Выборгская сотовая" и "Гатчинская сотовая").

Лишь FORA, устами Ирины Релиной, заявляет о намерении увеличить в 2000 году абонентскую базу в два раза. Правда, по ее же данным, сейчас FORA обслуживает около 20 000 абонентов, а еще в апреле 1999 года компания рапортовала о достижении уровня в 21 000 абонентов. Компания собирается также заняться расширением сети, а также продолжит курс на организацию местных 5–значных номеров в городах Ленобласти. Генеральный директор FORA Алексей Мищенко пока избегает общения с прессой. Однако, по данным ComNews.ru, он намеревается озвучить планы FORA уже в январе 2000 года.

Досье ComNews.ru

Несмотря на то, что "Дельта Телеком" отказывается называть абсолютное количество обслуживаемых абонентов, их число можно оценить. Дмитрий Шкенев отводит "Дельте" 30% петербургского рынка сотовой связи, что совпадает с оценками многих аналитиков рынка. Эти же аналитики сходятся во мнении, что 60%–ная доля принадлежит "Северо–Западному GSM", а на долю FORA приходятся оставшиеся 10%. Если 30 декабря 1999 года "Северо–Западный GSM" обслуживал 130 829 человек (60% рынка), то 30%–ной доле "Дельты" соответствует около 65 000 клиентов. При этом 10% рынка FORA в абсолютных величинах равняется примерно 21 500 клиентов, что почти совпадает с собственными данными компании.

Можно воспользоваться и другим методом оценки. Авторитетный британский журнал Mobile Communications International ежемесячно (но с задержкой в несколько месяцев) публикует данные о количестве абонентов каждого из сотовых операторов Европы. Правда, Дмитрий Шкенев особо подчеркнул: "Mobile Communications периодически обращается ко мне с просьбой назвать количество абонентов, но я ни разу не предоставлял конкретных цифр, поэтому мне не хотелось бы комментировать публикуемые в этом журнале данные". И все же данные Mobile Communications International можно применить для оценки. По сведениям этого журнала, год назад (31 декабря 1998 года) "Дельта Телеком" обслуживала 50 000 абонентов. Вспомнив слова Дмитрия Шкенева о том, что "Дельта" в течение 1999 года увеличила активную абонентскую базу более чем на 40%, получается, что сегодня у "Дельты" должно быть более 70 000 абонентов.

Итак, по различным оценкам, 2000 год в Петербурге встречает 215–220 тысяч владельцев сотовых телефонов, или около 4,4% от пятимиллионного населения города.