Редколонка / апрель 2009
Тараканище

ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор ИГ ComNews
© ComNews
16.04.2009


Леонид Коник: "Разве это великан? Это просто таракан!"
Леонид Коник: "Разве это великан? Это просто таракан!"

Компания "Евросеть" вот уже несколько недель не сходит со страниц прессы. Повод для ее упоминания, как это часто бывало в прошлом, вновь скандальный. "Евросеть" снова выламывает руки одному из участников рынка, силой пытаясь заставить его согласиться на невыгодные условия сотрудничества. На этот раз "Евросеть" пытается "отжать" МТС, которая не пожелала мириться с задержкой сроков прохождения абонентских платежей.

История "Евросети", которая обязана благосостоянием исключительно сотовым операторам и производителям мобильных телефонов, пестрит конфликтами и с теми, и с другими: многолетний конфликт с Nokia - "Евросеть" упорно ввозила в Россию серые телефоны финского вендора, добиваясь от него более выгодных цен - памятен всем. Но ведь он - далеко не единственный.

В 2002 г. разгорелась война "Евросети" с "ВымпелКомом". В марте 2002 г. "Евросеть" взбунтовалась против "правила пятисот метров" - согласно требованиям "ВымпелКома", расстояние между пунктами продажи контрактов не должно было быть менее 500 метров (требования МТС и "МегаФона" не были столь жесткими). Пригрозив прекратить продажу контрактов "ВымпелКома" в Москве, "Евросеть" вынудила этого оператора смягчить требования к расположению салонов. В апреле 2005 г. состоялась новая стычка "Евросети" и "ВымпелКома": на этот раз "Евросеть" потребовал от оператора статуса национального дилера. "ВымпелКом" воспротивился, и "Евросеть" не только прекратила продажу его контрактов в некоторых регионах, но и запустила на телевидении рекламный ролик, который транслировался в Иванове и Туле и призывал абонентов выбросить "синие SIM-карты" и подключиться к тарифу "Джинс" от МТС (на тот момент синий цвет был корпоративным цветом "ВымпелКома"). Противостояние дилера с оператором длилось в течение трех месяцев, и в итоге "ВымпелКом" пошел на попятный: он подписал договор с "Евросетью", согласно которому последняя стала национальным дилером "ВымпелКома" и получила возможность сотрудничества со всеми филиалами сотового оператора в России.

В том же 2005 году "Евросеть" попыталась стать виртуальным сотовым оператором (MVNO). "Большая тройка" отвергла идеи "Евросети", зато СМАРТС и Tele2 согласились сотрудничать на этой новой ниве. Однако "Евросеть" в ответ на протянутую руку Tele2 заявила, что желает работать в качестве MNVO на сетях Tele2 не только в России, но и в странах Балтии (сети Tele2 действуют в Литве, Латвии и Эстонии). Пожелание было высказано почти в ультимативной форме, что мгновенно привело к отказу со стороны осторожных шведов. "Евросеть" решила отомстить и тут: с марта 2006 г. она де-факто прекратила продажи контрактов и pre-paid тарифов Tele2 во всех регионах действия этой сотовой сети. Де-юре "Евросеть" не изъяла контракты и пакеты Tele2 из торговых залов - она просто "демотивировала" свой персонал (выражение бывшего совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина, ныне объявленного в международный розыск): отменила продавцам бонусы и, мало того, назначила штраф за подключение клиентов к Tele2.

Осенью 2008 г. "Евросеть" сменила владельцев - Чичваркин и его компаньон Тимур Артемьев продали 100% "Евросети" структурам предпринимателя Александра Мамута, который начал торговать акциями ритейлера в розницу. В октябре 2008 г. нашелся первый (и пока единственный) покупатель - "ВымпелКом", купивший 49,9% "Евросети". Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одобрив ходатайство "ВымпелКома" о приобретении доли в "Евросети", выдвинула ряд требований. В частности, ФАС потребовала, чтобы "Евросеть" оставалась мультибрендовой сетью и не создавала преимуществ в отношении одного сотового оператора при продаже SIM-карт и приеме платежей.

ФАС как в воду глядела. Как следует из вчерашнего письма в антимонопольную службу от имени председателя Союза потребителей России (СПРФ) Петра Шелища, "Евросеть" установила новые, повышенные тарифы на услуги по сбору платежей и подключению абонентов к услугам сотовых операторов (см. новость ComNews от 15 апреля 2009 г.). По свидетельствам СПРФ, "Евросеть" злоупотребляет доминирующим положением в пользу "ВымпелКома" и препятствует доступу на товарные рынки остальных операторов сотовой связи. Шелищ поймал "Евросеть" и на другом типичном трюке: 500 контрольных закупок в салонах "Евросети" в 36 городах России, которые анонимно провел РОМИР, показали, что в 75% случаев продавцы советовали подключиться к сети "ВымпелКома".

Будем реалистами. ФАС едва ли поймает "Евросеть" за руку, ведь де-юре она не прекратила продажу контрактов МТС или "МегаФона", а устные распоряжения продавцам от имени руководства к делу не пришьешь. Уверен, что и тарифы на услуги по сбору платежей и подключению абонентов повышены "грамотно". На мой взгляд, ситуацию могут исправить сами сотовые операторы, прекратив отношения с "Евросетью" и уж тем более - не покупая вакантных 50,1% ее акций. Это отрежет грубоватого ритейлера от источников дохода, а немалый долг на шее "Евросети" доведет дело до логического конца. Готов поспорить, что в одиночку "ВымпелКом" не станет спасать "Евросеть".

МТС уже сделала шаг в этом направлении, отказавшись от покупки доли в "Евросети" и разорвав с ней договор о приеме платежей и дилерское соглашение. Слово - за "МегаФоном". По рынку ходят упорные слухи, что "МегаФон" решился на покупку 30% акций "Евросети", но хочется верить, что здравый смысл восторжествует, и этот оператор не пойдет на создание СП с конкурентом, с которым к тому же имеется и конфликт интересов на уровне акционеров (Altimo имеет блокирующие пакеты акций и "ВымпелКома", и "МегаФона").

Что движет "МегаФоном" - понятно. После того как "Евросеть" стала "дочкой" "ВымпелКома", а МТС купила "Телефон.Ру" и сеть салонов связи "Эльдорадо", а также завербовала топ-менеджмент "Связного" и поспособствовала банкротству "Беталинка", "МегаФон" лишился значительной части каналов розничных продаж, что не замедлило сказаться на его новых подключениях. И покупка доли в "Евросети" кажется "МегаФону" спасением из этой ситуации, хотя с большой долей вероятности только ввергнет этого оператора в вереницу конфликтов.

Страх перед масштабами "Евросети" и боязнь ее потерять, как канал сбыта, во многом надуманный. Когда пару лет назад "Евросеть" отказалась продавать контракты Tele2, последняя быстро нивелировала эту проблему, запустив во всех городах присутствия уличных торговцев со своими стартовыми пакетами. Глава одной из региональных "дочек" Tele2 рассказывал мне, как выставил таких лоточников перед всеми магазинами "Евросети" в своем городе и, в итоге, добился роста продаж (по сравнению с временами, когда контракты Tele2 продавала "Евросеть"). "И тут мы поняли: ведь "Евросеть" - это же Тараканище! - эмоционально говорил мне этот связист. - Мы сами себя пугали ее мощью и опасностью. А оказалось, что способны победить своими руками". 

Если и другие мобильные операторы осознают, что  "Евросеть" - это всего лишь Тараканище, и не побоятся вступить с ней (или с ним) в бой, успех им гарантирован. Страшное насекомое рассыплется на лапки, усики и крылышки, а каждая из российских сотовых компаний сможет из этих обломков собрать необходимый именно ей набор розничных точек в желаемых городах.

У Чуковского, если помните, все так и случилось. Глаза всем открыл воробей, заявивший:

"Разве это великан?
(Ха-ха-ха!)
Это просто таракан!
(Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка-букашечка".

Ну а конец истории всем известен:

"Взял и клюнул Таракана -
Вот и нету великана".

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Комментарии :
    Интересная статья sb6669 16.04.09 08:39
    Спасибо

    все правильно. тока нада шире ставить вопрос Инопланетный 16.04.09 09:30
    евросети не место в информационном поле телекома. ларёчники и торговцы серыми телефонами, mp3-плеерами, прочими кетайскими гаджетами и бытовой техникой не должны разделять эфир с приличными операторами, компаниями связи, интеграторами и вендорами. пусть варятся в своих испражнениях (а по другому их информационную активность не назвать) в своем огороде, где-нибудь на страницах МК. p.s. кроме того, очевидно, что брезгливый человек в жизни не переступит порог салона упомятой компании, до недавнего времени возглавляемой криминальными элементами. И не напишет про нее доброго слова

    Всё правильно! Сергей Горбачевский e-mail: s_gorbi@mail.ru16.04.09 09:37
    Всё правильно! Я бы даже проблему обобщил на весь ритейл, не только сотовый. Вначале все поставщики лезут без мыла в сетевой ритейл, всех интересует количество точек и решение задачи за одну итерацию. Потом неожиданно наступает кризис, а с ним и прозрение, что король(сеть) голый и что надо отрывать задницу от уютного кресла и искать эффективных продавцов, а ещё лучше строить свою сеть...

    как создавалась Евросеть Виталий 16.04.09 10:28
    Евросеть создавалась в 90х годах, создавалась челноком (Евгений до это торговал в Олимпийском).Это сказалось на всем бизнесе Евросети: с одной стороны очень нестандартный, новые подходы; с другой стороны - жесткий и бескомпромиссный, антисоциальный, только для себя.Сейчас сменились владельцы, должна смениться и манера ведения бизнеса.Вспомните как быстро росла сеть сбыта у Гербалайфа. Какие огромные прибыли они имели! А потом гербалайф исчез, стал именем нарицательным, отрицательным.Предполагаю, что любой бизнес построеный на манерах 90-х, быстро развивается (т.к. агресивен), но довольно быстро и исчезает (после получения прибыли).

    Враг моего врага - мой друг Александр (PR менеджер) 16.04.09 10:36
    А мне приятно осознавать, что трех наших основных монополистов, которые успешно нас всех и особенно последнее время (извиняюсь) "натягивают" (вспомним жлобские тарифы и скрыто водимые комиссии и т.п.) - тоже кто-то "натягивает".И лояльное отношение к Евросети у меня есть хотя бы за это.Второе, что меня привлекает в этой компании - это продвинутые схемы продвижения новых продуктов (слоганы, реклама) и система мотивации сотрудников, позволяющая резко увеличивать продажи определенных продуктов (контрактов, моделей телефонов и т.п.).Считаю, что многим из отечественных продвиженцев, найдется чему поучиться в Евросети.

    RE: Враг моего врага - мой друг читатель 16.04.09 11:08
    Александр, вы видимо смешиваете в одном флаконе и нестандартные методы продвижения и банальное неумение вести бизнес. При всем моем уважении к Евгению Чичваркину, при росте компании и выходе на более высокие уровни необходимо менять и методы управления и взаимоотношения с партнерами. А иногда и менеджемент.А Леонид Коник безусловно прав. Великана может и не стать

    И молодым тут не место! Гадина 16.04.09 11:52
    Евросеть, евросеть!Цены просто.....город Лондон Бибиси!

    А факты то есть? С.Скрипников 16.04.09 12:14
    Леня, а факты-то, подтверждающие, что евросетевцы выдвинули невыгодные условия сотрудничества для МТС, есть? Или это просто так типа "говорят"?Здесь же нельзя упускать из виду то, что как бы началась целая пиар-война, в которой очень легко ненароком запутаться и оказаться на какой-то стороне не потому, что за ней есть неопровержимые факты, а потому, что она сумела эффектнее разыграть свою партию. То есть, если, например, МТС без проблем работала с евросеткой на каких-то условиях, а потом условия изменились в худшую сторону, это одно дело. А если вдруг условия прежние показались МТС вдруг невыгодными - совсем другое. Есть и другой несложный метод посмотреть на ситуацию - сравнить условия евросети с другими ритейлерами, с поправкой на то, что евросетка - крупный игрок и в силу этого может и правда иметь лучшие для себя условия, нежели всякая мелкота. Надо все же сказать, что пиар-поведение евросети меня смущает: там, где можно было бы давно организовать подобные утечки фактуры, чтобы укрепить свою позицию, компания убирает голову в песок и ждет "казни". Это наводит на мысль, что фактов в поддержку компании маловато. В такой логике канешна есть резон.

    Отсупившегося ругают рабы, которые боялись его в другие времена Всем привет 16.04.09 13:13
    Всем привет1. Я считаю, что бизнесы Евросеть, Русский стандарт (банк + водка), Тинькофф - это то что успешно выросло в реалиях нашей страны (возмоно проблемы с таможней, с налогами, с ... - это наша Родина была такой). Я УВАЖАЮ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭТИХ БИЗНЕСОВ и абсолютно нейтрально отношусь к владельцам "нефтегазоалюминефигинвест в BVI" создавших себя на приватизациях.2. Мы все тут "великие" даем замечания, ехидничаем про Лондон ... Не позорьтесь господа, а лучше отсоединитесь от Интернета и вернитесь к своей работе по поддержке пользователей, настройке станций и пр.

    Мдаааа... Danil 16.04.09 18:51
    а. думаю вряд ли кто-нибудь предлогал долю евросети в МТС...как говорится: операция заХВАТЪ провалилась..б. Петр Шелищ..АФК Система..ну..ну..да..да..ха.ха!!! мне кажется мы уже это проходили)))с. Леонид, было бы хорошо если бы евростеть было тараканищем...но к сожалению они держат хорошую долю в ретейле..и всю эту тему с разделом ведь запустил не вымпел..а уж что теперь..то..надо так сказать привыкать к новой реальности