ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
10.06.2011


10.06

Сотовая связь от компании "МегаФон" на всех перегонах петербургского метрополитена заработает к началу сентября этого года. Сейчас оператор устанавливает в тоннелях между станциями необходимое телекоммуникационное оборудование, которое позволит выходить в Интернет и пользоваться голосовыми услугами. Пока помимо вестибюлей и станций подземки связь доступна в перегонах на третьей, четвертой и пятой ветках. "МегаФон" предлагает другим операторам использовать его тоннельную инфраструктуру. По аналогичной схеме в московском метрополитене работают "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

О запуске услуги связи в тоннелях метро Северной столицы в коммерческую эксплуатацию к началу осени директор Северо-Западного филиала "МегаФона" Денис Малышев сообщил на днях на встрече с журналистами. Оператор использует в тоннелях специальный триаксиальный антенный кабель. Он является пассивным излучающим устройством, то есть работает как непрерывная антенна, обеспечивающая радиочастотное излучение. Эти кабели особенно широко используются для достижения охвата в экранированных зонах, которые не могут быть эффективно охвачены точечно-излучающими антеннами (транспортные тоннели, шахты, металлические суда, ядерные электростанции и сооружения с металлическим каркасом). "Никакого специального оборудования, репитеров (ретрансляторов), базовых станций (БС) в тоннелях мы не ставим", - говорит Денис Малышев, рассказывая о перегонах на третьей, четвертой и пятой ветках.

Пресс-служба "МегаФона" уточняет, что прокладка кабеля в тоннелях третьей, четвертой и пятой линий закончена, но все же требуется еще установка дополнительного оборудования: "Услуги связи доступны, но пока могут быть перебои на перегонах посередине между станциями".

"Что касается исторических станций (первая и вторая линии метро), перегоны которых проходят под Невой, - там очень сложная конструкция тоннелей (по типу секторов подводных лодок), к тому же существенна их длина. Здесь потребуется установка ретрансляторов. Но дело движется, к началу сентября должно все работать", - рассказал Денис Малышев.

Оператор действует в рамках трехстороннего соглашения с администрацией Петербурга и местным метрополитеном. Согласно этому документу, говорит Денис Малышев, "МегаФон" прокладывает кабель. При этом кабель принадлежит петербургской подземке, а "МегаФон" его арендует. "Частично кабель был уже проложен ГУП "АТС Смольного" (подведомствен Комитету по информатизации и связи администрации Петербурга), сейчас этим занимается "МегаФон", - дополняет пресс-служба оператора. Это не первое их сотрудничество: с начала года ГУП стало выступать в качестве виртуального оператора, арендуя у "МегаФона" частоты и оборудование. "АТС Смольного" обеспечивает связью чиновников городской администрации (услуги фиксированной, сотовой связи и передачи данных на 2011 г.).  Напомним, что до ноября 2010 г. городу  принадлежало также 55% акций "Метрокома", которого приобрел "МегаФон". "Метроком" обладал самой масштабной телекоммуникационной инфраструктурой в петербургском метрополитене. При этом часть госконтрактов "Метрокома" перешла к "МегаФону".

Триаксиальный кабель, который прокладывается в тоннелях петербургской подземки, позволяет работать в трех технологиях. Это 2G (голос), 3G (передача данных), к тому же метрополитеновцы используют его для связи стандарта TETRA, чтобы управлять своими подразделениями.

Денис Малышев утверждает, что для прокладки каналов в тоннелях питерской подземки другими операторами по техническим причинам места не осталось. Однако "МегаФон" готов разделить с ними эксплуатацию кабеля. Собственно, это было одним из условий трехстороннего соглашения, отмечает глава Северо-Западного филиала "МегаФона".

Он называет два вида сотрудничества с другими операторами: сдачу антенного кабеля в аренду или использование его по договоренности "ты мне - я тебе": "Мы можем попросить, к примеру, МТС пустить нас взамен на какие-то объекты. Мы пускаем в метро, нас пускают куда-то еще". "Возможность сотрудничества по аренде находится в стадии обсуждения", - сказала репортеру ComNews специалист по связям с общественностью филиала "Северо-Запад" МТС Юлия Неменова. В МТС предполагают, что на перегонах пассажиры метро вряд ли будут пользоваться голосовой связью из-за возникающего от движения поезда шума, а вот услуги SMS и, особенно, доступа в Интернет могут быть популярны.

Денис Малышев отмечает, что у компании нет цели просто заработать на таком способе сотрудничества с другими операторами. "Что касается обмена инфраструктурой с другими операторами, такой опыт существует, и достаточно обширный", - сообщает старший специалист по внешним коммуникациям петербургского филиала "ВымпелКома" Мария Георгиевская. По ее словам, "Билайн" ставит перед собой задачу по покрытию тоннелей петербургского метрополитена, но окончательное техническое решение еще не выработано.

"Мы приветствуем практику обмена. Это позволяет всем участникам процесса экономить свой CAPEX, - рассказывает менеджер по связям с общественностью "Tele2 Санкт-Петербург" Александр Вечерский. - Но прежде чем включаться в проект, необходимо знать его условия, чтобы просчитать, насколько это выгодно". Сама Tele2 покрывает услугами связи все станции и переходы петербургской подземки.

Точные инвестиции в проект "МегаФон" не раскрывает, ограничиваясь формулировкой "несколько сотен миллионов рублей". Проект окупится в течение пяти лет.

Аналогичный проект в московском метрополитене разворачивает МТС. Компания также приглашает других сотовых операторов присоединиться к создаваемой ею инфраструктуре. Представитель пресс-службы МТС Валерия Кузьменко напоминает, что компания первой среди операторов сотовой связи запустила в столичной подземке в коммерческую эксплуатацию сеть 3G. В 2009 г. МТС также начала предоставлять услуги 3G на протяжении всей Кольцевой линии метро. "Полное покрытие Кольцевой линии, включая платформы и тоннели, обеспечено благодаря использованию излучающего кабеля, что позволяет организовывать покрытие длинных и непрямых перегонов (проложено примерно 40 км излучающего кабеля, 80 км - оптического кабеля). Мы не исключаем возможности использования совместной инфраструктуры, что позволит операторам оптимизировать издержки на дальнейшее развитие сети в метро", - говорит Валерия Кузьменко.