Рис. Дарьи Лютцау
Андрей Федосеев
© ComNews
21.06.2012

Более половины москвичей недовольны качеством сотовой связи в столице, выяснил городской ИТ-департамент. Роскомнадзор тоже зафиксировал неудовлетворительное качество связи, причину которого ведомство видит в отказе "большой тройки" от неприбыльных частот. Чиновники разрабатывают систему мер по стимулированию операторов к сохранению плотности покрытия или к быстрому перераспределению высвобождающихся радиочастот.

19 июня 2012 года Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы опубликовал отчет об итогах городской информатизации в 2011 г. и планах на 2012 г. В отчете приводятся данные о качестве связи, где говорится, что, несмотря на высокий уровень использования сотовой связи, более 61% москвичей, принявших участие в городском опросе, не удовлетворены качеством связи в столице.

Как отмечено в отчете, большинство жалоб от граждан приходит в департамент через мобильные устройства, благодаря официальному городскому приложению "Мобильная приемная", созданному для наиболее популярных платформ iOS, Android и Windows Phone. Собранно более 2 тыс. жалоб на разрывы соединения, шумы и другие неполадки со связью. Все обращения передаются в Роскомнадзор.

"Идея состояла в том, чтобы помочь регулятору выявлять места с несоответствующим качеством связи в столице. К этой проблеме в Москве должно быть больше внимания, здесь действительно сложная ситуация с сигналом, особенно с голосовой связью, ввиду общего бума на пользовательские устройства с многофункциональной поддержкой сетей, который активно стимулируется и операторами связи", – пояснил ComNews руководитель пресс-службы ДИТа Константин Горохов.

В Роскомнадзоре откликнулись на отчет ИТ-департамента. На сайте ведомства сообщается, что Роскомнадзор может подтвердить увеличение случаев возникновения сбоев и помех в сотовой связи. Причинами, по мнению руководителя службы Александра Жарова, являются рост числа абонентов и линейки используемых мобильных устройств. В то же время Роскомнадзор обращает внимание на то, что сотовые операторы интенсивно отзывают частотные назначения в связи с оптимизацией расходов на использование радиочастотного спектра. На практике это выливается в выборочный отказ от менее прибыльных частот. "Именно выборочность не стимулирует альтернативных операторов к занятию высвободившихся ячеек сотовой связи. Снижающаяся плотность покрытия в совокупности с гигантским ростом объемов передаваемых данных приводит к падению качества", - говорится в сообщении. Роскомнадзор намерен в ближайшее время разработать систему мер по стимулированию операторов связи к сохранению плотности покрытия или к быстрому перераспределению высвобождающихся радиочастот.

"Кроме того, назрела необходимость усовершенствования контроля качества предоставляемых в России услуг сотовой связи. Служба намерена вынести этот вопрос на обсуждение в создаваемом общественном совете по связи и получить широкую экспертную поддержку от всех заинтересованных сторон", - заключается в сообщении ведомства.

В Москве десятки миллионов абонентов сотовой связи, и показатели качества сервиса для них могут быть разными, рассуждает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Субъективно воспринимаемое качество обслуживания может изменяться в зависимости от местоположения абонента и даже модели мобильного телефона, который он использует. Телефоны разных производителей работают с сетью по-разному, особенно это касается сетей 3G. Некоторые аппараты имеют сниженную чувствительность, владельцы не сертифицированных в России телефонов также могут испытывать сложности", – рассуждает она.

По словам Анны Айбашевой, "ВымпелКом" продолжает развивать сети и строить новые базовые станции. Также оператор проводит настройки параметров БС, позволяющие исключить обрывы звонков при движении, улучшить качество речи. "Недостаточное радиопокрытие, особенно внутри бизнес-центров и административных зданий, является следствием особенности распространения радиоволн. Толстые бетонные стены экранируют проникновение радиоволн, снижая тем самым уровень сигнала. Для решения этих проблем в крупных торговых и деловых центрах мы устанавливаем indoor-антенны по индивидуальным проектам", – заключает Анна Айбашева.

Пресс-служба ОАО "МегаФон" тоже удивилась результатам опроса. "По данным наших исследований, которые мы проводим в Москве на регулярной основе, в сети 2G - GSM практически отсутствуют претензии со стороны абонентов на качество связи. При этом мы продолжаем оптимизировать сетевую инфраструктуру с учетом строительства новых объектов связи, изменений рельефа местности и особенностей городской застройки. Если говорить о качестве связи 3G, то в мае этого года успешность установления интернет-сессий у наших абонентов составила 99,45%, - рапортует пресс-служба. - Сейчас в Москве и Московской области у нас более 10 тыс. базовых станций 2G/3G. За прошедший год инфраструктура сети московского "МегаФона" выросла в два раза, а сеть 3G - почти в три".

Пресс-секретарь ОАО "МТС" Валерия Кузьменко говорит, что в МТС от москвичей ежемесячно поступает примерно 700 обращений клиентов по поводу качества связи (что составляет менее 0,005% от абонентской базы оператора в Москве и области), по каждому из которых проводится проверка. "На качество сервисов может влиять то, что практически каждый день операторы вводят в эксплуатацию сотни новых объектов связи по всей Москве: только за первые пять месяцев 2012 г. МТС установила 3 тыс. базовых станций в столичном регионе, что позволило повысить надежность предоставления голосовых сервисов и услуг передачи данных, а также увеличить емкость мобильных сетей более чем на 20%. В конце 2011 г. МТС провела масштабную модернизацию сетей 2G, полностью обновив базовые станции в пределах МКАД, сейчас аналогичная реконструкция сетей ведется на территории Московской области", – сообщила Валерия Кузьменко ComNews.

Валерия Кузьменко сослалась на исследование международного агентства Systemics PAB, которое в 2011 г. изучило качество связи в Москве. Специалисты агентства в декабре в течение 10 дней проехали по 90% московских улиц и совершили более 32 тыс. голосовых вызовов и более 14 тыс. интернет-соединений в мобильных сетях операторов. Согласно данным исследователей, МТС показала минимальное количество обрывов во время разговора, самый низкий процент несостоявшихся из-за сбоев вызовов, самую высокую скорость передачи данных – более 12 Мбит/с.