Самер Халави, генеральный директор Thuraya Telecommunications Company
11.07.2012

В мае 2012 года сеть мобильной спутниковой связи Thuraya вернулась в Россию после шестилетнего отсутствия. В середине 2006 года ее прежний сервис-провайдер - ЗАО "ТМ САТ" - лишился операторской лицензии, так как не построил станцию сопряжения в РФ. Новый сервис-провайдер - ЗАО "Джи Ти Эн Ти" (GTNT) - полон решимости выполнить все требования российского регулятора. В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику генеральный директор Thuraya Telecommunications Company Самер Халави рассказал о позициях компании в мире и о планах на российском рынке.

- Сколько в сети Thuraya активных абонентов и какова учетная политика компании?

- Активная абонентская база составляет 250 тыс. подписчиков в десятках стран мира. При этом с момента запуска в 2001 году мы продали около 600 тыс. спутниковых телефонов. Активным мы считаем пользователя, который имеет положительный баланс, то есть может пользоваться нашими услугами.

- В конце 2003 года я беседовал с председателем совета директоров Thuraya Мохаммадом Омраном. На мой вопрос о странах с наибольшим количеством абонентов Thuraya он ответил: "Смотрите новости по ТВ. Где война - там больше всего наших пользователей". С тех пор ситуация изменилась?

- Отчасти. В недавнем прошлом 80% абонентов Thuraya было в Ираке: там шла война, а сотовые сети отсутствовали. Но теперь это не так, стандарт GSM проник повсюду. Однако наша абонбаза по-прежнему во многом зависит от различных событий, прежде всего от природных катаклизмов и техногенных катастроф, и каждый день мы видим новое распределение пользователей по странам и регионам. Вообще можно сказать, что большинство абонентов Thuraya находятся на Ближнем Востоке и в целом в Азии.

- Раскрываете ли вы показатели ARPU и MoU?

- К сожалению, нет. Но могу сказать, что ARPU у Thuraya выше, чем у других операторов мобильной спутниковой связи. Причины этого - и качественная абонентская база, и dual mode: наши телефоны могут работать не только в спутниковом режиме (через космический аппарат), но и через наземные сотовые сети GSM. На высокий уровень ARPU влияют и тарифы, в особенности неограниченные, которые мы предлагаем для передачи данных.
Количество минут на пользователя (MoU) нам, по правде сказать, не очень важно. Этот показатель в последние годы постоянно снижается, и кривая доходов Thuraya от голосовой связи - горизонтальная. Гораздо важнее для нас трафик данных - он все время растет и в мегабайтах, и в деньгах. Объясняется это тем, что в мире мест, охваченных сетями ШПД, гораздо меньше, чем территорий, покрытых сетями голосовой связи. Да и вообще, все больше абонентов использует технологию VoIP, что еще сильнее снижает MoU.

- Какова бизнес-модель Thuraya? Всегда ли вы работаете через местного сервис-провайдера и готовы ли наделять его эксклюзивным статусом?

- Наше принципиальное отличие от операторов любых наземных сетей в том, что мы работаем во многих странах. Thuraya действует только на оптовом уровне, и для продвижения услуг мы везде ищем местных провайдеров, которые лучше нас понимают специфику рынка (хотя некоторые конкуренты пытаются продавать услуги напрямую конечным пользователям). Эксклюзивных прав мы никому не даем. Однако некоторые страны, включая Россию, требуют, чтобы провайдер определенной сети спутниковой связи на их территории был один, то есть по факту он оказывается эксклюзивным. Но, повторюсь, это не наша стратегия, а политика местных регуляторов.

- Сколько у вас сервис-провайдеров в мире? Регулируете ли вы конечные цены на спутниковые телефоны и иное абонентское оборудование?

- У Thuraya около 50 партнеров. Некоторые из них предлагают все услуги, а другие специализируются на определенных сервисах. Конечные цены на оборудование мы не контролируем. Все партнеры получают его от нас на равных условиях, но розничные цены в разных странах могут отличаться: и из-за различных таможенных пошлин, и по причине разных налоговых систем.

- На пресс-конференции в честь запуска в России вы подчеркнули, что Thuraya ни в одной стране мира не работает нелегально. Но я лично знаю более десяти человек в РФ, которые пользовались услугами Thuraya все шесть лет, пока ваша компания отсутствовала на российском рынке. Можете ли вы оценить количество "серых" абонентов Thuraya в России?

- Такую оценку я дать не возьмусь. В зону охвата наших двух спутников попадает 2/3 Земли, поэтому технически сигнал можно принимать во многих странах. К слову, в некоторых странах с жестким регулированием, когда происходили катастрофы или иные форс-мажорные события, власти разрешали пользоваться услугами Thuraya и при отсутствии местного лицензированного сервис-провайдера. Ведь наличие повсеместной связи крайне важно с точки зрения безопасности и ликвидации последствий катастроф.

- Какую сумму недополучила Thuraya за шесть лет отсутствия на российском рынке и каковы ваши планы по набору абонентов в РФ?

- Оценить незаработанную прибыль сложно. Мы сфокусированы на будущем, и мы видим большой потенциал услуг Thuraya и для добывающих предприятий в Сибири, и для транспортных компаний, и для недообслуженных территорий. Страна таких размеров, как Россия, никогда не будет полностью охвачена наземными сетями связи, так что для провайдеров спутниковой связи всегда останется ниша. Что касается планов подключений, то лучше адресовать этот вопрос нашему местному сервис-провайдеру GTNT. Я уверен, что мы сможем получить хорошую рыночную долю - речь идет о десятках тысяч абонентов (GTNT планирует подключить к сети Thuraya 20 тыс. пользователей за первые три года, - прим. "Стандарта").

- Каков срок действия договора Thuraya с GTNT? Подписали ли вы уже соглашения с российскими GSM-операторами, чтобы телефоны Thuraya заработали в dual mode?

- Соглашение с GTNT не имеет срока действия - мы выбрали эту компанию на роль сервис-провайдера в России бессрочно. В GTNT работают люди с очень большим опытом в спутниковом секторе, и я уверен, что они будут хорошо продвигать услуги Thuraya на российском рынке.
Подписание роуминговых соглашений с местными сотовыми операторами - задача GTNT, ведь эта компания будет выпускать свои SIM-карты. Такие соглашения в России еще не подписаны, поэтому пока телефоны Thuraya обеспечивают только спутниковую связь, без возможности перехода в сеть GSM.

- По какому ­принципу Thuraya делит доходы с сервис-провайдером?

- Мы не работаем по модели revenue share, наш принцип - взаимоотношения с розничными партнерами с позиций оптовика. Мы продаем трафик по оптовой цене, а партнер сам выставляет розничные цены. Если абонент обслуживается по системе pre-paid, то сервис-провайдер платит нам за него вперед, если post-paid, то после оплаты счета абонентом.

- На пресс-конференции вы сказали о выполнении всех требований российского регулятора, но Роскомнадзор не подтверждает наличие в составе местного узла сопряжения земной станции спутниковой связи (ЗССС). Прежний сервис-провайдер Thuraya лишился лицензии именно из-за отсутствия ЗССС.

- Российские власти ввели для операторов подвижной спутниковой связи двухфазное регулирование. На первом этапе мы работаем без ЗССС. Однако этот этап краткосрочный, и такая ЗССС вскоре будет построена. Но положения российского регулирования мы выполняем и сейчас: российский трафик, пришедший на станцию сопряжения в Шардже, по наземным сетям будет направляться в Россию (в спецслужбы согласно требованиям СОРМ, - прим. "Стандарта"), а затем закольцовываться обратно в ОАЭ. Россия не единственная страна с подобными требованиями: к примеру, в точности такая же схема у нас действует в Австралии. Но чем больше дополнительных элементов мы добавляем в систему, тем она, естественно, дороже, и эти затраты в конечном счете ложатся на абонента. Тем не менее хочу подчеркнуть: мы готовы выполнять требования любого национального регулятора.

- В зону охвата спутников Thuraya попадает 80% территории России. Есть ли у вас планы и возможность покрыть оставшуюся, северо-восточную часть страны?

- Техническая возможность есть: каждый из двух спутников Thuraya имеет более 200 перенацеливаемых лучей. Но пока нам комфортно с существующей зоной охвата в РФ. Подождем первых результатов по подключениям и, исходя из этого, в будущем, возможно, задумаемся о перенацеливании на Россию дополнительных лучей.

- Кто является для Thuraya основными конкурентами - другие операторы мобильной спутниковой связи (Iridium, Globalstar, Inmarsat) или сотовые компании?

- В голосовом сегменте наш основной конкурент - GSM. В сегменте передачи данных из коллег по цеху только Inmarsat предоставляет услуги, похожие на наши (мы предлагаем спутниковые терминалы для передачи данных, которые обеспечивают скорость передачи 444 кбит/с). Кроме того, в data-сегменте конкурентами становятся операторы VSAT, по мере того как их спутниковые антенны становятся меньше и дешевле.
В целом Thuraya объединяет лучшее из сегментов "голоса" и данных, включая сервис on-demand без абонентской платы - для тех, кто редко пользуется спутниковой связью, но хочет иметь при себе терминал на всякий случай.

- Выступая в марте на конференции Satellite 2012 в Вашингтоне, вы сказали, что операторы мобильной спутниковой связи должны объединить усилия, чтобы донести до рынка информацию о конкурентоспособности своих тарифов. Услышали ли вас конкуренты?

- Ну, совместных акций у нас пока не было, объединить усилия с конкурентами не так просто. Но у всех нас есть общий интерес: изменить бытующее представление о том, что спутниковая связь является дорогой. Так было несколько лет назад, однако с тех пор ситуация коренным образом изменилась. Тогда минута разговора по спутниковому телефону стоила $5‑7, а теперь - менее $1, причем в любой стране. И, находясь за границей, пользоваться телефоном Thuraya попросту дешевле, чем роуминговой услугой ­сотовых ­операторов.

Справка

Thuraya создана в ОАЭ в 1997 году консорциумом операторов из стран Персидского залива и нескольких инвестфондов из США и Великобритании. В общей сложности Thuraya Telecommunications Company насчитывает 88 акционеров из 17 стран. Один из акционеров - Boeing Satellite Systems, который является производителем двух действующих геостационарных спутников сети: Thuraya 2 (расположен в орбитальной позиции 44° в. д.) и Thuraya 3 (98,5° в. д.). Компания предоставляет услуги с 2001 года.