Точка зрения / ноябрь 2012
Алексей Смятских: "Год от года рынок становится все более цивилизованным"

Алексей Смятских, исполнительный директор группы компаний "М2М телематика"
© ComNews
29.11.2012

По оценкам экспертов, российский рынок навигационного оборудования будет стремительно расти и к 2015 году составит более 100 млрд рублей. Исполнительный директор группы компаний "М2М телематика" Алексей Смятских рассказал ComNews о деятельности холдинга, механизмах развития рынка, роли в этом процессе регионов и государства, а также об отраслевых трендах и дальнейших направлениях развития навигационной отрасли.

- Этой осенью в Подмосковье состоялась ежегодная партнерская конференция группы компаний "М2М телематика" и ОАО "НИС". Расскажите, пожалуйста, о ключевых итогах мероприятия!

- Каждая партнерская конференция дает нам массу материала для работы, совместно с партнерами мы обсуждаем текущую ситуацию в отрасли, существующие тенденции, потребности рынка, формируем таким образом основу стратегии развития компании на годы вперед. Если можно так выразиться, конференция помогает нам сделать SWOT-анализ рынка транспортной телематики. Это очень актуально именно сейчас, когда в условиях форсированного внедрения ГЛОНАСС крайне важна поддержка партнеров в регионах с наработанным практическим опытом. Кроме того, мы, как разработчики продуктов, получили необходимую нам обратную связь о том, какие из наших решений были востребованы на рынке, услышали много пожеланий и предложений по развитию нормативно-правовой базы. Особое внимание мы уделили обсуждению вопросов, связанных с внедрением технологий ГЛОНАСС на пассажирском транспорте, решений для контроля и мониторинга опасных грузов. В развитии этих тем мы подробно ознакомили собравшихся партнеров также и с нашими комплексными решениями в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Что касается итогов развития нашей партнерской сети, то она продолжает качественно расти. На данный момент на базе региональных диспетчерских центров (РДЦ) уже открыто 19 сервисных центров по всей России, обеспечивающих максимально оперативную техническую поддержку клиентов, а до конца 2013 года сервисные центры будут открыты еще в 20 российских городах. Стоит отметить, что более 80% РДЦ "М2М телематики" выступают партнерами в рамках реализации масштабных проектов, таких как оснащение транспорта МВД, МЧС, здравоохранения, ОАО "АК "Транснефть" и многих других.

- Что в итоге можно отметить, получив срез рынка российской транспортной телематики?

- Рынок развивается согласно нашим прогнозам, и мы думаем, что в следующем году он будет развиваться еще более быстрыми темпами. Основными драйверами этого роста, помимо региональных целевых программ (РЦП), ускоренного внедрения региональных навигационно-информационных центров (РНИЦ) в 32 регионах, входящих в транспортные коридоры, станут проекты взимания платы с грузового транспорта массой свыше 12 тонн, "ЭРА-ГЛОНАСС", а также отраслевые проекты федерального уровня. Мы также надеемся, что в 2013 году стартуют крупные проекты внедрения технологий ГЛОНАСС и в странах СНГ. А в целом мы поддерживаем оценку экспертов, прогнозирующих объем российского навигационного рынка в 2015 году в размере 100 млрд рублей.

Год от года рынок становится все более цивилизованным: увеличивается количество национальных стандартов, утверждаются единые требования к бортовому оборудованию, принимаются унифицированные протоколы - все это, без сомнения, позволяет участникам рынка работать более эффективно и строить долгосрочные планы по развитию своих продуктов и систем. Кроме того, нельзя не отметить, что в 2012 году достаточно сильно подросла нормативная база в области внедрения навигационных технологий, в следующем году эта работа также будет продолжена.

- Вы отметили значительный прогресс, произошедший за последний год в нормативно-правовой области, расскажите об этом поподробнее.

- Прежде всего, стоит отметить приказ №285 Министерства транспорта Российской Федерации, который определил четкие требования не только к аппаратуре спутниковой навигации, но и к протоколам информационного взаимодействия бортового оборудования, серверов и межсерверного обмена. Считаю это серьезным шагом в дальнейшем развитии российского рынка транспортной телематики и спутниковой навигации - ведь фактически на многие годы вперед для всех участников рынка сформированы единые правила игры. Принятый документ исключает возможность продвижения какого-либо одного производителя/поставщика навигационно-связного оборудования. На данный момент на рынке представлено оборудование ГЛОНАСС различного производства, которое соответствует требованиям приказа и выпускается массово, поэтому сложностей ни для производителей, ни для потенциальных покупателей здесь не возникнет. Стоит также отметить, что к оборудованию в рамках приказа №285, нет "заоблачных" требований – учтена сложившаяся практика рынка, потребности перевозчиков, а также перспективы развития проекта "ЭРА-ГЛОНАСС". В соответствии с приказом, аппаратура спутниковой навигации должна обеспечивать прием, обработку и передачу навигационной информации (определение местоположения, направления и скорости движения; контроль основных датчиков; наличие тревожной кнопки), плюс должно быть обеспечено взаимодействие с системой видеонаблюдения, что, в свою очередь, соответствует требованиям комплексной программы обеспечения пассажиров на транспорте. Что касается требований к оборудованию и протоколам в части обеспечения вызова экстренных оперативных служб, то они вводятся с 1 января 2014 года. За это время производители должны наладить выпуск бортового оборудования, соответствующего как требованиям по передаче телематических данных, так и специфике проекта "ЭРА ГЛОНАСС".

- Что не было сделано в плане нормативно-правового обеспечения коммерциализации ГЛОНАСС и что, по вашему мнению, еще предстоит сделать?

- Следующим пунктом должно стать внесение изменений в кодекс об административных правонарушениях (КОАП), которые бы определяли ответственность перевозчиков за отсутствие оборудования ГЛОНАСС. Кроме того, не хватает четкого описания, что такое региональный навигационно-информационный центр (РНИЦ), и разъяснений, почему перевозчикам необходимо к нему подключаться. В целом нормативно-правовых документов не хватает именно на региональном уровне, но я думаю, что все необходимые изменения будут внесены уже в скором времени – не позже первой половины 2013 года.

- Сейчас довольно много говорится о формировании единого навигационного пространства ГЛОНАСС. Какое участие в этом процессе принимает "М2М телематика", насколько активно к этой задаче подключаются регионы РФ?

- ГК "М2М телематика" традиционно уделяет большое внимание региональному развитию: у нас имеется четко выраженная региональная политика, направленная на развитие комплексных решений в рамках реализации региональных целевых программ, в разработке которых мы и наши партнеры принимаем самое активное участие. На сегодня минимум в 15 регионах РФ такие программы приняты.

В целом, стоит отметить, что регионы активно включаются в эту работу, принимая региональные целевые программы, закладывая финансирование как за счет средств регионального и муниципальных бюджетов, так и за счет частных инвестиций. И уже в следующем году рынок почувствует эффект от достаточно массового прихода частных инвесторов в отрасль с созданием большого числа совместных предприятий между частными операторами и региональными муниципальными властями. Государство сегодня создает все необходимые условия для этого.

- В этой связи хотелось бы узнать, насколько успешно реализуется программа по созданию телематических операторов на условиях государственно-частного партнерства?

- Это вопрос скорее к ОАО "НИС", реализующему данную программу. Мое мнение заключается в том, что она идет успешно. Это абсолютно верный путь развития технологий в регионах, поскольку частный инвестор собственными деньгами голосует за ГЛОНАСС, и наш опыт показывает, что в этом случае он делает все возможное для успешного развития компании. Активно работает со всеми потенциальными заказчиками, оперативно и гибко реагирует и подстраивается под их запросы, ведет себя как настоящий коммерсант. Насколько знаю, у НИС уже имеется ряд успешных проектов создания телематических операторов на условиях государственно-частного партнерства, к примеру в Курске.

- Кто координируют сегодня работу с регионами, и есть ли организация/структура, которая будет отвечать за конечный результат?

- И в НИС, и в "М2М телематике" есть соответствующие подразделения, отвечающие за работу с регионами, как с точки зрения создания и внедрения систем, так и с точки зрения информационной, технической и сервисной поддержки. Кроме того, 18 мая 2012 года на рынке появилось некоммерческое партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП "ГЛОНАСС"), учредителями которого стали компании – лидеры информационного и навигационного рынков: ООО "Яндекс", ОАО "Навигационно-информационные системы", ОАО "РТКомм.РУ", ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МегаФон", ООО "Сумма Телеком" и Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум". Некоммерческое партнерство возьмет на себя в том числе и работу по консолидации мнений участников рынка, оно также может выступать как единый орган от имени участников рынка с нормотворческими инициативами. Немаловажно отметить, что постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 2012 года №522 в целях обеспечения единства технологического управления и оказания услуг для федеральных государственных и иных нужд НП "ГЛОНАСС" определено федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности. Кроме того, 18 сентября 2012 года распоряжением правительства РФ оно также определено и единственным исполнителем работ по проекту создания государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

- Расскажите, пожалуйста, об опыте наиболее успешных регионов по комплексному внедрению навигационно-информационных систем?

- Успехи во внедрении технологий ГЛОНАСС на территории зависит от нескольких факторов: от активности нашего партнера, от позиции администрации, от состояния рынка перевозок. Поэтому в тех городах, где существуют крупные пассажирские автотранспортные предприятия и рынок не раздроблен на множество перевозчиков, внедрение, как правило, происходит быстрее, потому что крупные игроки больше заинтересованы во внедрении систем управления, чем мелкие. Здесь можно вспомнить внедрения автоматизированных систем управления и навигации в Новосибирске, Омске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Рязани, Москве, Московской области и т.д., где существуют действительно большие парки. В целом стоит рассказать именно о динамике и системности развития наших проектов внедрений, в качестве примера можно взять Кемерово. Если прежде наши внедрения носили локальный характер, то сейчас к единой городской навигационно-информационной системе подключено более 3 тыс. единиц транспорта. Следующим этапом развития системы станет объединение работы всех светофоров в единую сеть управления дорожным движением города Кемерово. Кроме того, еще в 2008 году мы запустили первый "безопасный автобус" - сейчас их курсирует по городу уже больше 100. В Кемерово были запущены автоматическая платежная система, а также общественный интернет-портал информирования населения о маршрутах движения общественного транспорта в режиме реального времени. Оборудованием ГЛОНАСС оснащено порядка 400 единиц спецтехники ЖКХ. Дальнейшим шагом станет уже комплексное развитие ИТС города. Также стоит отметить, что в Кемерово создается региональный навигационно-информационный центр (РНИЦ) при участии администрации Кемеровской области, НИС, регионального партнера ГК "М2М телематика" - "СибТрансНавигация", а также политехнического университета.

В целом по России курсирует более 32 тыс. "безопасных автобусов", внедрено более 100 "умных остановок".

- Можете поподробнее рассказать о других комплексных региональных внедрениях технологий ГЛОНАСС?

- Таких внедрений уже довольно много, к примеру наш региональный партнер "Сантэл-Навигация Нижний Новгород" оснастил в городе более 7 тыс. единиц транспорта различного назначения, а также создал диспетчерский центр, контролирующий работу коммерческого транспорта. Далее компания уже планирует принять активное участие в создании регионального навигационно-информационного центра, контролирующего работу транспорта 17 районов Нижегородской области. Кроме того, этот партнер ведет очень интересные проекты, в частности внедрение технологий ГЛОНАСС на речном транспорте, а также оснащение навигационно-связным оборудованием промышленных цистерн, содержащих технологические жидкости. Специалисты компании прошли обучение по настройке и установке тахографов и в настоящее время ведут работу для получения официального статуса сервисного центра ГК "М2М телематики".

Кроме того, очень интересен пример Москвы, несмотря на то что он, конечно же, не региональный. Полноценно проект заработает уже совсем скоро - в декабре этого года. По нашим оценкам, навигационные решения позволят оптимизировать маршрутную сеть городского пассажирского автотранспорта, а также повысить регулярность движения транспорта на 15-20 %. Для этого "М2М телематика" создала в Москве Единую автоматизированную систему диспетчеризации и безопасности на наземном городском пассажирском транспорте (АСДУ-НГПТ), оснастив навигационно-связным оборудованием на базе ГЛОНАСС более 10 тыс. единиц общественного транспорта Москвы. АСДУ-НГПТ является ключевой составляющей проекта ИТС Москвы, ее архитектура подразумевает диспетчерское управление пассажирским транспортом из четырех зональных центров 32 автотранспортных предприятий. При этом контроль за работой транспортных средств осуществляет около 120 диспетчеров.

- Следующим этапом комплексного внедрения технологий ГЛОНАСС должно стать повсеместное внедрение уже интеллектуальных транспортных систем как финального звена технологической и логической эволюции таких проектов. Чем данный процесс в настоящее время сдерживается?

- Действительно, наиболее активно элементы ИТС развиваются именно из масштабных комплексных проектов внедрений, - мы уже обсуждали эти города выше. Однако сегодняшний этап развития ИТС в России характеризуется отсутствием национальных стандартов, кроме того, ощущается и нехватка возможностей сетей сотовой связи для передачи значительных объемов телематической информации, например видеоданных, в онлайн-режиме в любой точке транспортной сети. Особенно актуальным остается вопрос формирования стандартизирующей базы и ее гармонизация с международными нормами (международной стандартизации интеллектуальных транспортных систем). Это особенно важно при интеграции России в мировую систему координат, кооперации, оптимизации международных транспортных потоков для перевозки грузов одновременно по территории нескольких государств. В данном случае необходимо учитывать национальную специфику транспортного комплекса Российской Федерации, в частности широкое использование возможностей действующей отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Если говорить о мировом опыте, то можно отметить, что ведущие страны в плане создания и внедрения ИТС – США, Япония, ряд стран Европейского союза - заложили в концепцию плановый подход, базирующийся на национальных программах, развитие осуществляется под полным контролем государства. При этом чаще всего куратором программ выступает министерство транспорта. Тип создаваемых систем характеризуется парадигмой "люди - транспортная инфраструктура - транспортные средства". Таким образом, эти страны не исключают человеческое участие в штатной работе систем, при этом стержнем подобных систем является как раз спутниковая навигация, в нашем случае это, конечно, будет ГЛОНАСС.

- Насколько сильны позиции ГЛОНАСС на коммерческом рынке?

- Технологии ГЛОНАСС уже давно внедряются в различных отраслях промышленности. В основном, они, конечно, пока связаны с мониторингом автотранспортных средств, что повышает эффективность управления ими, приводит к серьезной экономии за счет сокращения потребления горюче-смазочных материалов, улучшения трудовой дисциплины, исключения несанкционированного использования транспорта и его простоев. В качестве примера можно привести внедрение ГК "М2М телематика" навигационно-информационных систем в ГУП "Мосгаз", ОАО "Уралвагонзавод", ОАО "АК "Транснефть", Weatherford, ОАО "МОЭСК", ОАО "Башкирэнерго", ОАО "Самотлорнефтегаз", ОАО "Русгрэйн Холдинг" и многих других.

Сегодня мы предлагаем специализированные отраслевые решения, "заточенные" под бизнес-процессы заказчика, для предприятий транспортного обслуживания, нефтегазовой отрасли, энергетики, дорожного строительства, сферы ЖКХ, агропрома и др. Мы поставляем заказчикам многоуровневые системы спутникового мониторинга транспорта на базе ГЛОНАСС/GPS, что позволяет автоматизировать управление автопарком транспортных средств не только отдельного предприятия, но и региона в целом. Поэтому пользователями таких систем могут быть не только руководители предприятий, но и профильные подразделения органов муниципального управления. В целом же в общем объеме внедрений проекты в коммерческой сфере занимают у ГК "М2М телематика" до 70%.

- Насколько активно вы участвуете во внедрении технологий ГЛОНАСС в автопроме?

- Мы сотрудничаем с крупнейшими отечественными автоконцернами и представительствами зарубежных автопроизводителей в России в рамках масштабных проектов по оснащению транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС еще на этапе конвейерной сборки. Мы разрабатываем новые многофункциональные бортовые устройства ("Автомобиль будущего") в соответствии со стандартами "Евро-4" и "Евро-5" в целях повышения уровня транспортной безопасности, а также работаем над технологической интеграцией при создании комплексных навигационно-информационных систем. При этом ключевым моментом такого сотрудничества является повышение потребительской ценности продукции автопрома за счет внедрения инновационных технологий ГЛОНАСС. Сегодня наше навигационно-связное оборудование полностью соответствуют требованиям к оборудованию, устанавливаемому в заводских условиях. А партнерами ГК "М2М телематика" по оснащению автотранспорта на этапе конвейерной сборки выступают: Группа ГАЗ, Ульяновский автомобильный завод, ЗАО "Тролза", ОАО "КАМАЗ", концерн "Тракторные заводы", ОАО "Производственное объединение "Елабужский автомобильный завод", ЗАО "Производственное объединение "Спецтехника пожаротушения", автобусный завод "Волжанин", Уральский завод пожарной техники, ЗАО "Средства спасения", ОАО "Галичский автокрановый завод" и другие предприятия. Кроме того, ГК "М2М телематика" утверждена поставщиком навигационно-связного оборудования для "Форд Соллерс Холдинг".

- Какое на данный момент в ГК "М2М телематика" соотношение продаж оборудования ГЛОНАСС и GPS-устройств?

- В течение последних нескольких лет на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации наблюдается взрывной рост поставок двухсистемного оборудования ГЛОНАСС/GPS. Начиная с прошлого года, ГЛОНАСС/GPS-приемники в массовых потребительских устройствах начали использовать крупнейшие мировые бренды Apple, Samsung, Nokia пр. Думаю, что уже через пару лет мы просто не будем обращать внимание на это, привыкнув к тому, что у нас в любом устройстве будут навигационные двухсистемные приемники. Тем не менее очевидно и другое: быстрого замещения GPS-устройств на ГЛОНАСС/GPS на массовом потребительском рынке не произойдет. Этот процесс будет проходить постепенно, по мере смены продуктовой линейки. На рынке профессиональной навигационной аппаратуры уже сейчас преобладают двухсистемные решения, которые в ближайший год полностью вытеснят решения только на базе GPS.

Если говорить про рынок коммерческих заказчиков, то внедрение технологий ГЛОНАСС на транспорте в регионах РФ началось еще в 2009 году. Сейчас бортовым навигационно-связным оборудованием "М2М телематики" оснащено более 160 тыс. единиц транспорта. Российские производители готовы к полномасштабному оснащению ГЛОНАСС-оборудованием пассажирского транспорта и транспорта, перевозящего опасные грузы.

- Каков уровень локализации вашего производства в России?

- Оборудование "М2М телематики" производится в России. Сейчас производственные мощности только нашей компании по выпуску оборудования составляют до 20 тыс. навигационных уст­ройств в месяц. В любой момент мы можем ускориться до производства 100 тыс. устройств в месяц и обеспечить любые потребности рынка.