© ComNews
10.01.2013

Председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил правила субсидирования операторов, обеспечивающих связь в транспортных коридорах "Запад – Восток" и "Север – Юг". Исполнители проекта – МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и "Ростелеком" – получат компенсацию до 50% затрат на строительство инфраструктуры, необходимой для установки базовых станций вдоль магистралей. Государство выделит на эти цели 2 млрд руб. из федерального бюджета.

Об этом заявила пресс-служба правительства. "В 2013 г. будут проведены работы по обеспечению подвижной радиотелефонной связью транспортных коридоров "Запад – Восток" и "Север – Юг", проходящих по территории 32 субъектов РФ", - указано в сообщении пресс-службы.

Данный проект операторы "большой четверки" начали по распоряжению правительства РФ от 5 мая 2012 г. с целью обеспечить полное покрытие связью ключевых автодорог страны. В документе указано, что в проекте Минкомсвязи осуществляет функции координатора, а исполнителями работ являются ОАО "МегаФон", ОАО "ВымпелКом", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ОАО "Ростелеком".

Федеральная программа по покрытию автомобильных трасс сотовыми сетями была утверждена после анализа результатов проекта "Амур". На трассе "Амур" МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" в начале октября 2011 г. завершили совместные работы по строительству сети для обеспечения магистрали мобильной связью. Строительство обошлось примерно в 4 млрд руб., при этом инвестиции операторов составили 2 млрд руб. ( см. новость ComNews от 13 декабря 2011 г.).

В 2013 г. МТС, "ВымпелКом", "МегаФон" и "Ростелеком" обязались в течение девяти месяцев установить вдоль ключевых автомагистралей более 200 новых базовых станций в дополнение к существующей телекоммуникационной инфраструктуре. Кроме того, в рамках проекта должны быть построены более 48 км подъездных дорог к объектам связи, 13 подъездных дорог к федеральным трассам и 240 км линий электропередачи, что позволит присоединить к электросетям 58 объектов связи. По оценке операторов, совокупные затраты на проект составят около 3,2 млрд руб. (см. новость ComNews от 20 ноября 2012 г.).

Директор департамента информации и общественных связей Минкомсвязи Екатерина Осадчая уточнила репортеру ComNews, что ведомство отвечает за распределение компенсаций между операторами. Она отметила, что порядок предоставления субсидий прописан в соответствующем постановлении правительства.

Согласно постановлению правительства от 27 декабря 2012 г. №1417, субсидии предоставляются операторам, которые по состоянию на 1 февраля 2013 г. обеспечили возможность предоставления услуг связи на участках федеральных трасс, составляющих не менее 30% их протяженности. "Состав затрат, на компенсацию которых предоставляются субсидии, устанавливается Минкомсвязи, - указано в документе. - Субсидии предоставляются в соответствии с договором, заключаемым с каждым оператором". Компенсацию операторы получат только за расходы на обеспечение сетевой инфраструктуры электроэнергией и на строительство подъездных путей при строительстве.

Пресс-служба "Ростелекома" уточнила репортеру ComNews, что государство изначально планировало софинансировать затраты операторов на строительство подъездных путей (технологических дорог) к объектам связи (антенно-мачтовые сооружения, базовые станции) и на обеспечение подключения к электросетям (прокладка линий электропередачи, строительство трансформаторных станций и т.д.). "Правила субсидирования узаконивают софинансирование государства и необходимые процедуры на 2013 г., - отметил представитель "Ростелекома". - Для получения субсидии оператор должен представить в Минкомсвязи комплект документов, указанных в правилах".

По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Анны Айбашевой, участие государства в финансировании части работ по обеспечению покрытия вдоль автомобильных дорог России имеет положительное влияние на реализацию социальных проектов. "В данном случае операторы будут инвестировать средства не только в строительство подъездных путей, но и в организацию электроснабжения посредством заключения договоров на технологическое присоединение с энергосетевыми компаниями, - добавила она. - Мы обращаем внимание на то, что схема компенсации фактически снимает с этих компаний ответственность".

"С учетом того, что вдоль дорог не проложены волоконно-оптические линии связи и зачастую нет источников питания, установка одной базовой станции вдоль автотрассы обходится оператору на 20-30% дороже, чем установка такого же оборудования в черте города, - сообщила репортеру ComNews пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. - В последние два года операторы реализуют ряд совместных проектов по развитию связи вдоль основных дорог".

По данным исследования, проведенного агентством TelecomDaily в конце прошлого года, покрытие GSM вдоль автомобильных трасс компаниями МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и Tele2 в европейской части России близко к 100%. "Над покрытием же трасс 3G-сетями следует поработать, - считают аналитики. - На "отлично" покрыты 35% трасс, 44% - "хорошо", 13% - "удовлетворительно" и 7% - "плохо", нет никакой сети лишь на 1% трасс. Однако это интегральный показатель, то есть для обеспечения такого уровня сервиса нужно иметь SIM-карты всех трех операторов; каждый из них в отдельности имеет более скромные показатели".

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков в беседе с репортером ComNews отметил, что наибольшие проблемы с покрытием имеют региональные трассы, где от 15% до 30% дорог не обеспечены услугами даже голосовой связи. "На федеральных трассах ситуация более привлекательная: нет покрытия на 2-8%, - пояснил он. - Очевидно, что операторы покрывали сначала города, где есть экономическая отдача. Обеспечение связи на дорогах гораздо менее выгодно операторам, но такой проект необходим для безопасного передвижения по трассам".