­Микеле ‌Франчи, вице-президент по коммерции Inmarsat ­Global ­Xpress
03.04.2013

Уже летом 2013 года компания Inmarsat выведет на орбиту первый из трех спутников новой ШПД-сети Global Xpress. Этот космический аппарат, в частности, будет охватывать и территорию России, а услуги через него будут доступны в начале 2014 года. О том, чего нужно ожидать от новой спутниковой группировки, в интервью главному редактору журнала "Стандарт" Леониду Конику рассказал вице-президент по коммерции Inmarsat ­Global ­Xpress ­Микеле ‌Франчи.

- Что представляет ­собой ­система ­Global ‌Xpress?

- Это первая в мире глобальная спутниковая сеть сверхскоростного широкополосного доступа, которую создает Inmarsat. Она базируется на трех геостационарных спутниках нового поколения – Inmarsat-5 производства Boeing Satellite Systems, – которые будут работать в Ка-диапазоне. Сеть Global Xpress сможет обеспечить пользователю скорость доступа до 50 Мбит/с в любой точке земного шара, причем от одного оператора. Услуга будет доступна при помощи компактных терминалов спутниковой связи и за гораздо меньшие ­деньги, ­чем ­VSAT-‌сервисы.

- Когда услуги Global Xpress будут доступны и каковы планы ­Inmarsat ­по ­их ‌доходности?

- Запуск первого спутника серии Inmarsat-5 ­запланирован на конец лета 2013 года, а в начале 2014 года мы предполагаем начать его коммерческую эксплуатацию. Мы называем его спутником Индийского океана: в его зону охвата попадают Европа (включая Россию), Ближний Восток, Африка и Азия. Вывод на орбиту еще двух спутников и создание глобального покрытия мы запланировали на 2014 год, и к концу года система заработает в глобальном масштабе. Каждый спутник будет располагать 89 лучами с фиксированной зоной охвата и еще восемью перенацеливаемыми. Вся сеть Global Xpress будет управляться через три станции сопряжения (еще три хаба созданы в качестве резервных). В частности, станция сопряжения, управляющая спутником Индийского океана, ­размещена ­в ­Фу­чино (‌Италия).

Все три аппарата будут запущены с космодрома Байконур на ракетах-носителях "Протон" (оператором пуска выступает ­компания ­International ­Launch ‌Services).

Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress составит $1,2 млрд в течение четырех с половиной лет. Благодаря Global Xpress мы сможем предложить услуги пользователям VSAT, а годовой объем этого рынка в мировом масштабе превышает $1,9 млрд. Через пять лет после развертывания системы Inmarsat планирует зарабатывать на ней $500 млн в год. Заявленный производителем срок службы спутников ­Inmarsat-­5 – ­15 ‌лет.

- В октябре 2012 года Inmarsat и Cisco сообщили о создании альянса, целью которого является продвижение услуг в широкополосной сети Global Xpress. В ­чем ­суть ­этого ‌партнерства?

- Маршрутизатор, разработанный компанией Cisco для сети Global Xpress, – уникальный элемент системы, создающий сеть доступа на базе IP-протокола. Интернет-провайдеры получат доступ через сеть Global Xpress к другим наземным терминалам по IP. Cisco – первый из вендоров, осознавший важность ­прозрачности ­спутников ­для ‌IP.

Вторая часть партнерства с Cisco – поставка спутниковой платформы доставки приложений. Она позволит нам и сторонним разработчикам работать по принципу App Store. Мы намерены создать среду наподобие iTunes, которая даст возможность загружать контент в самолете или на корабле. Мы будем предоставлять дополнительные услуги реселлерам (value added resellers, VARs), ­а ­они – ­конечным ‌пользователям.

- Есть ли у Global ­Xpress ­целевые ­группы ‌клиентов?

- Терминалы Global Xpress будут трех типов – фиксированные на подвижных платформах, переносимые и фиксированные, поэтому они в равной степени подойдут для пользователей на земле, на море и в воздухе. Эти терминалы смогут дать интернет-соединение для смартфонов, ­планшетных ­компьютеров ­и ‌ноутбуков.

Для большей надежности Global Xpress будет поддерживаться стандартными ШПД-сервисами на базе космических аппаратов Inmarsat-4. А для наших традиционных морских пользователей мы сможем совместить ее с привычными для них услугами в L-диапазоне. Так что это будет единственная в своем ­роде ­мультидиапазонная ­спутниковая ‌сеть.

- Услуги Global Xpress тоже будут едины ­для ­всех ­групп ‌клиентов?

- Нет, они будут различаться в зависимости от рынка. Для морских клиентов и навигации мы предложим подписку на услугу, полностью управляемую нашей компанией. Для реселлеров уровней Tier 1 и Tier 2 будет оптовая модель. Global Xpress будет также продвигать услуги для наземных корпоративных сетей (на принципах совместного использования емкости несколькими сетями). Нашим традиционным рынком является связь на море и в воздухе, а также мобильность на суше, но с помощью Global Xpress мы намерены конкурировать и ­в ­сфере ­фиксированного ‌ШПД.

- Компании Eutelsat, Hughes и ViaSat предлагают услуги спутниковой связи в Ка-диапазоне прежде всего частным пользователям. Ориентируется ли на ­частный ­сектор ­Global ‌Xpress?

- Мы адресуем услуги Global Xpress сектору В2В, а не конечным пользователям, хотя и ожидаем подключения некоторого их количества. Конкуренция в массовом сегменте ШПД крайне высока, и спутниковым операторам трудно конкурировать ­с ­наземными ­кабельными ‌сетями.
Мы хотим сместить акцент с массового сегмента на правительственный, который проявляет огромную заинтересованность в Ка-диапазоне. Если говорить о военных заказчиках, то у них в первую очередь существует потребность в услугах спутниковой связи (в терминалах на передвижных платформах, например, для управления беспилотными летательными аппаратами – дронами). При этом создание космических аппаратов становится все дороже, а оборонные бюджеты во многих странах сокращаются, поэтому военные все больше готовы пользоваться услугами операторов спутниковой связи, а не запускать собственные спутники. Специально для военных заказчиков в Global Xpress будет защищенная подсистема (именно это стало одной из главных причин выбора компании Boeing Satellite Systems ­в ­качестве ­производителя ‌спутников).

- Компания O3b, инвестором который выступает SES, также планирует предложить глобальную услугу в диапазоне Ка. Видите ли ­вы ­в ­ней ‌конкурента?

- Прежде всего, O3b будет пропагандировать Ка-диапазон, что на руку и нам. При этом в сети O3b всего 60 лучей (хоть и перенацеливаемых), поэтому ее услуги будут скорее ориентированы на создание магистральных каналов. Тем более что спутники O3b находятся на средней околоземной орбите, вращаясь вокруг Земли, то есть для работы через них ­требуется ­дорогостоящая ­следящая ‌антенна.

- Кто будет производить абонентские ­терминалы ­для ­Global ‌Xpress?

- Этим займутся множество фирм, включая традиционных партнеров Inmarsat: Sea Tel, JRC, Paradigm Communications, Skyware Global, L-3 Global Communications Solutions, Thrane & Thrane, Honeywell и др. Терминалы от всех вендоров будут доступны для приобретения ­к ­концу ­2014 ‌года.

- Является ли Global ­Xpress ­отдельным ­юридическим ‌лицом?

- Нет, это просто подразделение компании Inmarsat plc, наподобие Inmarsat Maritime. При этом Global Xpress имеет отдельный офис, который разместился в Швейцарии, – это как бы подчеркивает, что мы отделены от традиционного бизнеса Inmarsat и ориентированы на новые рынки. Мы располагаем отдельной командой, которая сфокусирована на решении задач именно Global Xpress. К тому же Швейцария является вотчиной мирового авиационного бизнеса: там находится штаб-квартира SITA, завод Honeywell и другие предприятия, ­важные ­для ­этой ‌отрасли.

- Предпринимает ли уже Global Xpress какие-либо действия в России?

- Мы находимся в процессе создания каналов дистрибуции на российском рынке, но пока не заключили никаких договоров с какими-либо партнерами. Кроме того, мы уже продаем здесь через посредников услуги ШПД в L-диапазоне, одним из клиентов по ним стал "Аэрофлот". Благодаря огромной территории Россия станет важным рынком для развития услуг в Ка-диапазоне, прежде всего для корпоративных сетей связи. И Global Xpress может стать хорошим партнером для российских операторов. Сотрудников Global Xpress, работающих в вашей стране, пока нет: мы еще присматриваемся к этому рынку и изучаем его.