Даниил Сидоров
© ComNews
23.05.2013

Минкомсвязи предлагает, чтобы с 1 декабря в рамках внедрения услуги MNP операторы в обязательном порядке "отпускали" своих абонентов, а чужих "принимали" только при технической готовности. Услуга должна быть внедрена с 1 декабря 2013 г.; операторы говорят, что оптимальным сроком будет апрель 2014 г.

Такую идею вчера озвучил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Денис Свердлов на форуме "Телеком 2013", организованном газетой "Ведомости".

"С учетом позиции операторов, которые говорят о технических сложностях, нам, конечно же, не хотелось бы допустить ситуацию, когда звонки не будут проходить. При возникновении реальных технических угроз мы в министерстве сами будем настаивать на переносе сроков, чтобы граждане не пострадали", - пояснил Свердлов, уточнив, что для переноса сроков реализации проекта придется вносить изменения в закон. 

По его словам, у министерства есть несколько идей, которые позволят свести к минимуму техническе сложности при переходе абонента к другому оператору с сохранением номера.

"Операция, связанная с тем, чтобы "отдать" абонента, технически проста. "Принятие" абонента - более сложная процедура, которая требует сложной интеграции в ИТ-системе, настройки оборудования, - пояснил Свердлов. - Поэтому одно из предложений, которое мы сегодня рассматриваем, обязать операторов с 1 декабря "отдавать" абонента, а возможность "принимать" оставить тем операторам, которые технически будут готовы".

На его взгляд, это станет стимулом для сотовых компаний быстрее подготовить свою инфраструктуру к полноценной реализации проекта. Замминистра уточнил, что ведомство уже подготовило нормативные акты, необходимые для внедрения услуги. Окончательное решение останется за правительством России.

"Мы сегодня не зафиксировали жестких оснований для переноса сроков, но мы не исключаем такую возможность", - резюмировал замминистра. По его словам, в июне будет запущена пилотная зона, и по результатам этих тестов можно будет "оценить объем технических вопросов", возникших во время реализации проекта.

Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева выразила недоумение по поводу инициативы Дениса Свердлова. "Возникает вопрос, каким образом возможно выполнить закон наполовину и каким образом абонент может уйти с номерной емкостью, - рассуждает она в беседе с репортером ComNews. – Технические требования к  реализации  MNP для всех операторов одинаковые, и все операторы находятся в равных условиях по срокам введения MNP".

По ее словам, процедура "отпускания" абонента на самом деле организационно и технически сложнее, чем "приема". "Для того чтобы абонента "отпустить", нужно реализовать именно те процессы, на подготовку которых времени как раз и не хватает, - подчеркнула Айбашева. - Такая схема не будет отвечать интересам абонентов, поскольку не даст возможности сделать им полноценный выбор из спектра всех операторов рынка".

Ее коллега из ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина напомнила, что для внедрения услуги MNP нужно внести изменения в 21-й нормативный акт. В то же время на сегодня оператора базы данных перенесенных номеров не создано, нет и документов, регламентирующих его деятельность. Также не появилось готового технического решения поставщиков для внедрения услуги переносимости номера.

"Для реализации MNP потребуется дооборудование нескольких подсистем разных поставщиков технических решений, - полагает Дорохина. – Также потребуется несколько месяцев на тестирование и отладку этих решений. Мы считаем, что оптимальным сроком введения MNP, позволяющим внедрить услугу в полном объеме с гарантированным качеством, станет апрель 2014 г.".

Представитель ОАО "МТС" Ирина Агаркова также считает, что запуск услуги переносимости номера возможен, только когда в России будет полностью и в комплексе организована система MNP, что предполагает готовность всех операторов и организацию единой базы перенесенных номеров. "В противном случае, сам смысл услуги будет дискредитирован", - предупреждает она.

По словам Агарковой, пока нет даже регламента того, как будет определен оператор базы перенесенных номеров. "В частности, до сих пор непонятно, будет ли проводиться конкурс по выбору поставщика решения для организации базы перенесенных номеров, сможет ли он обеспечить технические требования всех операторов по корректной организации услуги", - уточнила пресс-секретарь МТС.

В свою очередь Юлия Дорохина напомнила, что внедрение MNP в большинстве стран занимало от года до двух лет, а российские операторы используют то же оборудование и технологии.

"Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы уложиться в обозначенный срок", - заметил представитель Tele2 Константин Прокшин. На его взгляд, многое будет зависеть от результатов пилотного проекта, так как операторам необходимо время на настройку, тестирование, обеспечение работоспособности и качества услуги.

Представители операторов не стали делиться прогнозами того, сколько абонентов они потеряют при внедрении переносимости номера. Константин Прокшин подчеркнул, что примеры Финляндии и Турции, где введение MNP взбудоражило рынок и вызвало перераспределение долей и обвал цен, скорее исключение из правил.

"Мы уверены, что внедрение MNP в России, скорее всего, будет проходить по "спокойному" сценарию, - считает он. – Сотовый рынок Португалии очень похож на российский: высокий уровень проникновения сотовой связи  (163%), 72% абонентов пользуются авансовыми тарифами. Смена оператора стоит около 15 евро и в первые годы работы услуги занимала около 20 дней.  В итоге услугой пользуется не более 3% абонентов в год".  

Во вторник вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве отрасль связи, заявил, что готов дать сотовым операторам отсрочку запуска услуги MNP на два-три месяца (см. новость ComNews от 22 мая 2013 г.). При этом выразил уверенность, что операторы в состоянии успеть в срок.

"Есть обеспокоенность у операторов по поводу технической готовности реализации соответствующих прав, обозначенных в законе. Тем не менее мы сейчас срок не меняем", - считает вице-премьер.

"Но пока я исхожу из того, что можно все сделать к обозначенному сроку. Даже если возникнет какая-то задержка, то она будет небольшой - два-три месяца максимум", - пояснил Дворкович. Как заявил вице-премьер, прорабатываются варианты, при которых общий срок не переносится, но для отдельных компаний переход продляется на два-три месяца после 1 декабря. По его словам, надо ли этот срок переносить - будет понятно к концу лета, когда технические вопросы должны быть решены.

Крупнейшие российские сотовые операторы давно говорили, что вряд ли успеют ввести MNP до 1 декабря. Это признал и министр связи и массовых коммуникаций Николай  Никифоров. "Такая позиция операторов не совсем устраивает министерство, но, тем не менее, это вопрос для обсуждения", - заявил он в апреле в эфире радиостанции "Эхо Москвы" (см. новость ComNews от 11 апреля 2013 г.).