06.12.2013

Денис Свердлов оказался одним из двух авторов поданной в США патентной заявки на изобретение YotaPhone.

Как выяснили "Известия", торжественно представленный главе правительства Дмитрию Медведеву русский смартфон с двумя дисплеями изобрели два человека. Это Денис Свердлов (в момент подачи заявки в США — замминистра связи и массовых коммуникаций) и бывший руководитель центра разработок и исследований Yota Дмитрий Гориловский. Владельцем патентов по документам числится компания Yota Devices IPR Ltd, зарегистрированная на Британских Виргинских островах.

Концепция смартфона была зарегистрирована 13 сентября 2011 года в Великобритании. 2 мая 2013 года аналогичный же патент был подан на регистрацию в США — в это время Денис Свердлов, в 2007–2012 годах возглавлявший компанию Yota, работал заместителем министра связи. С августа нынешнего года он занимал пост советника главы того же ведомства.

— Никаких ограничений по патентной деятельности чиновников в законе "О государственной службе" не существует. Кроме того, патент 2013-го вторичен, а первый оформлялся еще в 2011 году в Британии, — пояснили "Известиям" в пресс-службе Минкомсвязи.

По словам экспертов по патентному праву, получает ли чиновник вознаграждения за зарегистрированные на него патенты, зависит от условий его соглашения с фирмой Yota.

— Гориловский и Свердлов указаны в патентных заявках в качестве авторов
изобретения, а Yota Devices — в качестве правообладателя. Вопрос выплаты
правообладателем вознаграждения авторам решается на основе
договоренности. Нередко вознаграждение не зависит от объемов продаж. Оно может быть фиксированным и единовременным, а порой даже условным, что особенно характерно для США, — говорит глава компании Transtechnology Наталья Золотых. — В России, как правило, зарплаты разработчиков низкие. Работодатели стимулируют их к созданию конкурентоспособных разработок выплатами, зависящими от результатов коммерциализации. Такие платежи могут не зависеть от места последующей работы авторов.

В Минкомсвязи отмечают, что такие вознаграждения, если они были, чиновник мог просто указать в пункте "прочие доходы". Связаться с Денисом Свердловым не удалось.

Сейчас в процессе регистрации в США находится еще один патент, схожий с тем, что подавала Yota Devices. Тайваньская E Ink Holdings Inc. подала заявку на устройство с двумя экранами, один из которых выполнен по технологии "электронных чернил" (ее изобретатель — компания E Ink).

— Они согласовывали с нами свои идеи, — говорит гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов. — Даже организовывали презентацию, где показывали, как еще можно использовать их экраны. И эта презентация также была с нами согласована. Так что конфликта интересов у нас нет, есть партнерские отношения.

Перехватить первенство у российской компании тайваньцам в любом случае вряд ли удастся, считает патентный поверенный и гендиректор компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков.

— Российская заявка опубликована раньше, так что россиянам ничего не угрожает, несмотря на то, что в заявке E Ink описана не только концепция, но и принципы работы двухэкранного телефона, — говорит Сергей Зуйков.

Примечательно, что YotaPhone мог называться совсем иначе. Предварительно рассматривались такие варианты, как StonePhone, YouYouPhone, TwinPhone, DoublePhone, uuPhone и другие.

— YouYouPhone — потому что там два тебя. Одна сторона твоей сущности и другая. В твоем телефоне два тебя, — поясняет Владислав Мартынов. — На начальном этапе мы не ограничивали наших сотрудников и консультантов в выборе идей. Но подходящее имя так и не нашли. Провели два совещания по выбору названия и мозговой штурм. В итоге выбрали YotaPhone. В первых интервью мы говорили, что пока это YotaPhone. И через месяц осознали, что весь мир называет наше устройство именно так. Нам это название комфортно, решили ничего не менять.

По мнению экспертов, выбранное название поможет продвигать будущие продукты линейки в случае их появления.

— Если они будут продолжать развивать линейку устройств под собственным брендом, то может появиться, например, YotaPod, YotaPad или YotaTV, — считает директор по проектам IT-кластера фонда "Сколково" Альберт Ефимов.