Ирина Глухова: "Изъять телекоммуникационный бизнес МТС или "Киевстар" - не то, что экспроприировать на нужды революции несколько десятков грузовиков КАМАЗ"
директор по продажам группы компаний CоmNews
© ComNews
28.03.2014

Над телеком-активами российских акционеров нависла угроза - отечественные владельцы могут лишиться своей собственности на Украине. По силам ли им отстоять свои интересы? Смогут ли они договориться с революционным руководством страны?

События на Украине порой кажутся совершенно фантасмагоричными. Простые россияне следили за происходящим в соседнем государстве как завороженные. Тут были и мирные стояния, и коктейли Молотова, и резиновые пули, и распевание гимна в десятки тысяч голосов, и герои, и смерти. А под конец первого акта произошел еще и крымский референдум, в результате которого полуостров стал административной частью России.

Словом, мы стали свидетелями исторического действа, исполненного драматизма. И вот пришло время подводить предварительные итоги. Конечно, мы не будем говорить о политике - не тот формат. Сейчас нас интересуют только телекоммуникации.

О том, что может произойти национализация компаний, которые принадлежат российским акционерам, в случае ухудшения международных отношений, аналитики заявляли еще в начале марта. И вот отношения хуже некуда, Украина привела вооруженные силы в состояние боевой готовности, объявила частичную мобилизацию населения и заявляет о готовности разорвать дипломатические связи. Однако что-то не видно, чтобы российские холдинги, которые построили в сопредельной стране серьезный бизнес, паниковали. И вроде как, украинские телекоммуникационные активы работают в штатном режиме.

И все это несмотря на то, что власти Украины, в ответ на заявления руководства Крыма о национализации всей госсобственности, обещают начать ответную национализацию. В списки "годного" для изъятия у российской стороны уже попали дочерняя копания МТС и "Киевстар", доля в котором принадлежит "ВымпелКому".

Однако просто объявить, что теперь МТС и "Киевстар" будут украинскими, вряд ли возможно. Потому что компании вроде как и российские, а вроде как и не российские. Например, "Киевстар" на 100% принадлежит международной компании Vimpelсom Ltd., в которой только 47,85% - доля российской управляющей компании Altimo, а 42,95% - норвежского холдинга Telenor, и еще почти 9,2% - миноритариев. Таким образом, при национализации "Киевстара" будут задеты права нероссийских акционеров.

Конечно, национализация в мире случается, вот только не уверена, что революционное руководство Украины готово обижать европейских акционеров. "Дочка" МТС, конечно, в большей степени российская собственность, чем "Киевстар", однако и в ней только 50,8% акций находятся в собственности АФК "Система". А остальные акции свободно обращаются на нью-йоркской, лондонской, франкфуртской, берлинской, мюнхенской и московской биржах. Так что, национализировав украинского оператора МТС, руководство страны "обидит" массу миноритариев со всего света.

И выходит, что изъять телекоммуникационный бизнес МТС или "Киевстар" - это не то же самое, что экспроприировать на нужды революции несколько десятков грузовиков КАМАЗ. Допускаю, что с более мелкими телеком-активами будет значительно проще. Но "дочки" глобальных игроков - не самая безропотная жертва. Что-то подсказывает мне, что в случае национализации МТС и "Киевстара" на Украину будут поданы иски в международные суды - и что эти суды состоятся.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты