17.06.2014

Минкомсвязи подготовило новые правила оказания услуг связи. Чтобы избежать злоупотреблений, бесплатно сменить тариф можно будет не чаще раза в месяц.

Абоненты российских операторов связи - как мобильных, так и проводной телефонии, - получат возможность бесплатно переходить на новый тариф, если пользовались прежним более одного месяца. Такое положение появилось в проекте новых "Правил оказания услуг телефонной связи". Этот документ и проект постановления правительства о его утверждении подготовило Минкомсвязи. Как рассказали "Известиям" представители ведомства, ограничение "более одного месяца", отсутствовавшее в первоначальной редакции правил, было введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны потребителей.

"Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается, если с момента предыдущего изменения тарифного плана прошло более одного месяца", - гласит пункт 27 текущей версии проекта "Правил оказания услуг телефонной связи". Новые правила заменят сразу два ныне действующих документа - правила оказания услуг подвижной и фиксированной связи. В обоих подобный пункт отсутствует.

- Операторы зачастую требуют с абонентов деньги за переключение на другой тарифный план, что, на наш взгляд, ущемляет права абонентов. Кроме того, оператор вправе менять тарифы, уведомив об этом абонента, - прокомментировали новацию в Минкомсвязи. - В связи с этим нам представляется логичным предоставить абоненту право бесплатно менять тарифы.

В изначальной версии документа не было ограничений на частоту смена тарифов. Судя по документации к проекту, против свободной смены тарифов выступили, в частности, представители сотовых компаний.

- У отдельных недобросовестных абонентов возникает возможность смены тарифного плана перед каждым очередным звонком, что представляет собой очевидное злоупотребление правом и наносит экономический ущерб операторам связи, - отметил представитель одного из мобильных операторов.

- Решение ввести ограничение по бесплатной смене тарифного плана - это ограничение потребительского экстремизма, - подтвердили в министерстве.

Как пояснили в ведомстве, новая норма позволяет операторам установить плату за смену тарифного плана - но не обязывает взимать ее в обязательном порядке. При этом раз в месяц абонент сможет сменить тарифный план бесплатно.

Сегодня у мобильных операторов стоимость смены тарифа нередко составляет около 100–200 рублей, иногда доходит до 500 рублей. В фиксированной телефонии это происходит, как правило, бесплатно.

- Первая смена тарифа для абонента Tele2 бесплатна. При подключении к сети мы даем абоненту возможность бесплатно перейти на любой открытый тарифный план. За последующие смены взимается плата. Эти деньги идут в том числе на покрытие затрат оператора на поддержку системы биллинга, кроме того, плата за переход с одного тарифного плана на другой позволяет операторам минимизировать злоупотребления, - пояснили в пресс-службе Tele2 Россия.

Представители "МегаФона" сообщили, что при смене тарифа возможно увеличение технической нагрузки на оборудование, трудозатрат со стороны оператора. Появление в тексте проекта сдерживающего механизма позволит соблюсти баланс прав абонентов и интересов операторов связи, считают в пресс-службе компании.

- "ВымпелКом" выступал и выступает за то, что переходы не должны быть бесплатными, если происходят чаще одного раза в месяц, - сообщили представители этого оператора.

- Бесплатная смена тарифа позитивно скажется на абонентах. Для сотовых операторов это будет существенно менее выгодно. Я бы порекомендовал производить бесплатную смену тарифа раз в полгода - это было бы более, чем достаточно, - отметил Денис Кусков, гендиректор аналитической компании Telecom Daily. - Что касается фиксированной связи, то здесь абоненты редко меняют тарифы.