Данила Шмелев: "Чтобы ситуация поменялась, целесообразно считать заказчиком рассылки не поставщика услуг SMS-информирования, а непосредственно клиента, в интересах которого производится рассылка"
Данила Шмелев
генеральный директор Devino Telecom
© ComNews
10.09.2014

Все существующие методы борьбы с SMS-спамом малоэффективны, поскольку в действительности направлены не на решение самой проблемы, а лишь на устранение ее последствий. Есть только один способ решить вопрос быстро и качественно – необходимо пересмотреть схему взаимодействия между сотовыми операторами и поставщиками услуг SMS-информирования.

Рынок SMS-рассылок регулируется законом "О рекламе" и законом "О связи". В законе "О рекламе" прописаны требования к рекламным сообщениям. Это наличие информации о заказчике, продолжительности акции, количестве товаров в наличии и прочее. Так вот, с точки зрения закона "О рекламе", легально рассылается всего около 20% рекламных рассылок.

Дополнительно регламентируют рынок поправки, принятые в закон "О связи" 22 июля этого года. В них говорится следующее: "Рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного c оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка". Однако закон не дает однозначного определения понятию "заказчик рассылки".

В итоге рынок сам выбирает, кого считать заказчиком: компанию, в действительности заказавшую и оплатившую рекламу, или поставщика услуг, который технически осуществил рассылку. В настоящее время операторы сотовой связи предпочитают считать заказчиком рассылки именно поставщиков услуг SMS-информирования.  Именно по этой причине предпринимаемые меры по борьбе со спамом не работают – по сути, они направлены не на борьбу с рассылками, а всего лишь на устранение последствий.

Чтобы ситуация поменялась, целесообразно считать заказчиком рассылки не поставщика услуг SMS-информирования, а непосредственно клиента, в интересах которого производится рассылка. Только в этом случае заказчик будет ответственно относиться к распространяемым материалам и их соответствию законам "О связи" и "О рекламе". Заказывающие рассылки компании будут понимать, что за нарушения законодательства придется нести финансовую ответственность и смена поставщика услуг не решит проблему, а лишь приведет к новым штрафам. Это даст возможность резко сократить поток сообщений с противозаконной рекламой и мошенническими объявлениями.

Кроме того, на рынке назрела потребность в новой схеме взаимодействия между операторами и поставщиками услуг SMS-информирования. Для предотвращения распространения спама и в целях соблюдения закона "О рекламе", по мнению Devino Telecom, целесообразно ввести аккредитацию компаний, оказывающих услуги SMS-информирования. Аккредитацию стоит проводить по нескольким четким параметрам: присутствие штата модераторов для фильтрации исходящих SMS-сообщений на предмет соответствия закону "О рекламе"; наличие определенного объема собственного трафика по договорам с прямыми клиентами, а не с агрегаторами; использование технической платформы с соответствующей пропускной способностью, полным резервированием, возможностью премодерации, биллинга и пр.

Введение данных критериев закроет доступ на рынок фирмам-однодневкам и лишит их возможности подключаться к операторам для проведения спам-рассылок.

Между тем аккредитованные поставщики услуг получат право заключать с клиентами договоры на оказание услуг SMS-информирования от имени операторов. За клиентами будет закрепляться платформа, через которую будут проходить SMS-сообщения (таким образом, будет создана привязка к понятию "поставщик услуг") и цифробуквенные имена отправителей. Это исключит возможность отправки сообщений от чужого имени. При этом весь документооборот и техническую поддержку возьмет на себя поставщик услуг SMS-информирования. 

Такая платформа уже разработана и используется  Devino Telecom. Ее внедрение положительно повлияло, прежде всего, на бизнес клиентов и партнеров компании - позволило значительно снизить суммы штрафов за неудачные рассылки.

Все перечисленные меры позволят снизить количество спама и незаконной рекламы до минимума. Оздоровление рынка SMS-рассылок положительно скажется на рынке мобильного маркетинга и позволит превратить его в по-настоящему качественный инструмент продвижения.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты