Валерий Кодачигов
10.04.2015

До конца года крупнейшая в России сеть салонов связи МТС увеличится еще на 300–400 салонов, заявил ее руководитель Арвидас Алутис.

"Связной" и "Евросеть" в 2014 г. сократили число салонов, закрывая нерентабельные офисы. Если раньше клиент приходил оплачивать наши услуги в салоне конкурента, который закрылся, а в другом месте ему неудобно это делать, то мы откроем на месте салона конкурента собственный офис, даже если не увидим в этом экономической выгоды с точки зрения только лишь продажи телефонов", – цитирует его "Интерфакс".

Новые салоны будут открываться там, где МТС видит максимальный потенциал роста мобильного трафика данных, передал Алутис "Ведомостям" через пресс-службу МТС. В результате должны вырасти продажи контрактов по тарифам, увеличивающим потребление интернет-трафика, а также улучшится качество обслуживания абонентов, говорит он. Увеличение количества салонов призвано повысить продажи дополнительных услуг – сервисов МТС-банка, фиксированного интернета и ТВ и др., служить витринами и пунктами выдачи товаров, заказанных в интернет-магазине МТС, через часть салонов будут выдаваться также покупки, сделанные на Ozon.ru, перечисляет Алутис. По его словам, на собственную розничную сеть сейчас приходится около 50% новых подключений МТС.

"Связной" в середине 2014 г. закрыл около 200 наименее рентабельных магазинов, около 6% сети, но при этом по итогам года выручка выросла, говорит его представитель Мария Заикина. Для успешных продаж 100%-ное покрытие населенных пунктов розничной сетью необязательно, объясняет она: с покупателями можно контактировать через сайт и его мобильную версию, call-центр. По ее словам, в 2014 г. на онлайн-канал пришлось 23% товарооборота "Связного".

С учетом закрытий и открытий салонов их общее число в "Евросети" в 2014 г. почти не изменилось, говорит представитель компании. Если "Евросеть" закрывает какой-то салон, то, как правило, это касается крупных городов, где часто необоснованно завышена аренда, и то с целью изменения локации на более выгодную, говорит исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин. Кроме того, тренд развития розницы сейчас – переход от уличного ритейла в большие центры. И значит, планы открытий зависят от ситуации на этом рынке. Например, в прошлом году в стране открылось 40 нормальных торговых центров, а в следующем запланировано 60.

В розничной сети МТС, по ее данным, на конец 2014 г. было 4245 салонов, из которых 1326 – франчайзинговые. Ранее представители МТС говорили, что комфортное для оператора количество салонов – 4200–4500, напоминает Алутис. Сколько МТС планирует инвестировать в создание новых салонов, он не говорит. Без учета аренды помещения построить салон площадью 50 кв. м стоит 1,5–1,7 млн руб.: в эту сумму входят отделочные работы, покупка торгового оборудования, оформление, рассказывает сотрудник одной из розничных сетей.

Ранее МТС интересовалась покупкой крупнейшего в России независимого сотового ритейлера "Связной" и не утратила интереса к активу, рассказывал "Ведомостям" в феврале 2015 г. основатель "Связного" Максим Ноготков. Планы приобретения "Связного" Алутис не комментирует.

До 2015 г. "Связной" был единственной крупной независимой федеральной сетью, где можно было купить sim-карты МТС, отмечает сотрудник компании – партнера нескольких розничных сетей. Дело в том, что контракты МТС с апреля прошлого года не продаются в салонах "Евросети", сеть также не принимает платежи для абонентов МТС. Но после смены собственника "Связной" поменял приоритеты – в начале апреля 2015 г. стало известно, что "Связной" будет продавать также контракты "Вымпелкома" и "Мегафона": можно предположить, что теперь в его салонах будет продаваться меньше sim-карт МТС, считает этот человек. Поэтому МТС и увеличивает количество салонов, уверен он. Видимо, продажи в каналах, альтернативных собственной рознице МТС, в том числе в "Связном", начали снижаться, поэтому оператор делает такой шаг, предполагает сотрудник одного из конкурентов МТС.

Представитель МТС говорит, что решение о создании новых салонов было принято еще до возвращения в "Связной" конкурентов. По его словам, они открываются в основном для обслуживания действующих абонентов, а не для подключения новых.

В 2013 г. розница "Вымпелкома" выросла в несколько раз, в 2014 г. рост продолжился, но необходимости в кратном расширении уже не было, рассказывает его представитель Анна Айбашева. Сейчас у компании около 1200 собственных салонов связи. В 2015 г. "Вымпелком" планирует перемещать офисы и открывать новые, рассказывает Айбашева. Опыт показывает, что, когда их количество превышает 2000, их общая эффективность падает и растет количество нерентабельных салонов, утверждает она.

Контракты "Мегафона" продаются в 8000 контролируемых торговых точек: около 2000 салонов его собственной сети "Мегафон ритейл" (в 2014 г. она увеличилась на 8%), около 2000 салонов франчайзинговой сети оператора и примерно 4000 салонов "Евросети", говорит представитель оператора. По его словам, все эти салоны обеспечивают около 70% новых подключений. С начала апреля услуги "Мегафона" можно получить и в "Связном" (около 3100 салонов), напоминает он.