Новости / май 2015
MNP с надеждой на будущее

© ComNews
05.05.2015

За время работы в России услуги переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) часть мобильных операторов отмечают положительную динамику по переходам к ним корпоративных клиентов и госкомпаний от операторов-конкурентов при помощи MNP. Аналитики соглашаются, что MNP в сегментах B2B и B2G более востребовано, чем в B2C. В текущем году эксперты не ожидают увеличения количества компаний, которые воспользуются услугой, однако в дальнейшем с активным выходом Tele2 на московский рынок не исключают рост подключений по MNP.

"Мы видим интерес к "МегаФону" и положительную динамику переходов к нам как на массовом, так и на корпоративном рынках", - отметила пресс-секретарь оператора Алия Бекетова. По ее словам, для корпоративного рынка услуга особенно важна. Она дает возможность выбирать оператора и при этом сохранять номера, хорошо известные клиентам и бизнес-партнерам. Алия Бекетова не уточнила количество абонентов в сегментах B2B и B2G, перешедших к оператору по MNP.

Представитель ООО "Т2 РТК Холдинг" воздержался от комментариев по теме MNP. Пресс-службы ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и ОАО "ВымпелКом" не предоставили ответов на запрос репортера ComNews.

Тем временем 30 апреля 2015 г. Столичный филиал "МегаФона" подписал контракт на поставку услуг связи с сетью магазинов радиоэлектроники "Чип и Дип". По соглашению, более 100 сотрудников перешли на обслуживание в "МегаФон" по процедуре MNP. Более того, в начале 2015 г. по итогам электронного аукциона Минкомсвязи выбрало "МегаФон" в качестве поставщика сотовой связи на 2015-2016 гг. Цена контракта составила 8,8 млн руб. Согласно техническому заданию, оператор предоставит Минкомсвязи 165 абонентских номеров в коде DEF с безлимитным тарифом (см. новость ComNews от 14 января 2015 г.).

При переносе телефонных номеров в государственных ведомствах между операторами связи также не раз происходили конфликты. Например, в ноябре 2013 г. "МегаФон" выиграл конкурс на предоставление услуг мобильной связи для Совета Федерации при условии сохранения номеров (всего 700 абонентов). Однако МТС, обслуживавшая верхнюю палату парламента в 2013 г., не отдавала номера, отклоняя заявки "МегаФона". В качестве причины оператор указывал трудности с дешифровкой заявок. В декабре "МегаФон" пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В итоге ФАС решила, что МТС должна заплатить в бюджет доход в размере 6 млн руб., полученный вследствие нарушения закона (см. новость ComNews от 15 августа 2014 г.).

В свою очередь МТС в марте 2014 г. подала жалобу в ФАС на то, что "МегаФон" не передал ей 29 номеров, принадлежащих центральному аппарату Министерства внутренних дел (МВД). В результате МТС не смогла исполнить условие контракта и была вынуждена расторгнуть более крупный контракт с МВД на 1000 номеров. ФАС возбудила дело по жалобе (см. новость на ComNews от 14 августа 2014 г.).

Руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин отмечает, что услуга MNP более востребована в сегментах B2B и B2G, чем в B2C. "Это, по-видимому, связано с большими различиями в операторских тарифах для корпоративного сектора и частного сегмента, где условия примерно одинаковы у всех операторов", - пояснил он.

Согласно статистике оператора базы данных перенесенных номеров (БДПН), ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), количество заявлений абонентов на перенос мобильного номера в России достигло 1,9 млн, а общее число перенесенных номеров - 1,3 млн.

Аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин оценивает общее число перенесенных номеров в сегменте B2B и B2G в несколько десятков тысяч. Он отмечает, что сегменты B2B и B2G очень устойчивы к MNP. "В соответствующих сегментах рынка действуют иные принципы конкуренции, и мотивы для использования MNP практически отсутствуют. B B2B/B2G-сегментах гораздо выше требования к качеству и особенно к стабильности работы сотовой связи. Таким образом, смена оператора мобильных номеров является редким явлением из-за риска существенного роста издержек из-за последующей реинтеграции систем или нарушения текущих бизнес-процессов", - отметил он.

Виталий Солонин из J`son & Partners Consulting говорит, что многие предприятия и организации еще до спада экономики определились с выбором поставщика услуги и при необходимости воспользовались MNP. По его словам, в ближайшее время ожидать какого-то существенного всплеска подключений по MNP вряд ли стоит. "Ситуация может измениться в более долгосрочной перспективе, возможно, уже по итогам 2016 г., когда даст о себе знать новый федеральный игрок Tele2", - подчеркнул он. Тимур Нигматуллин также считает, что драйвером роста числа переходов по MNP вскоре, очевидно, станет приход четвертого оператора в московский регион.

Услуга MNP заработала в России 1 декабря 2013 г., переходный период (в течение которого операторы не гарантировали недельный срок переноса номера) длился до 7 апреля 2014 г. За год работы в России услуги MNP было перенесено 827 тыс. номеров. Таким результатом было не совсем недовольно Минкомсвязи. Тем не менее ведомство заявляло, что важен не количественный показатель, а качественный - возможность выбирать другого оператора при сохранении прежнего номера (см. новость ComNews от 2 декабря 2014 г.). Операторы в свою очередь утверждают, что MNP не пользуется спросом у потребителей.