Александр Киселевич, основатель ООО "ЛайфСтрим"
27.05.2015

В начале года на рынке появилась "Смотрёшка" - телевидение без приставки. Об истории нового облачного ТВ-сервиса и о том, как его создатели хотят изменить рынок ТВ-услуг, корреспонденту "Стандарта" Дмитрию Петровскому рассказал один из основателей ООО "ЛайфСтрим" Александр Киселевич.

- Что такое "Смотрёшка"?

- Это облачный ТВ-сервис, который доступен провайдерам с любым количеством абонентов. Наш продукт радикально изменил ситуацию на рынке ТВ-услуг. Еще недавно качественное ТВ могли предложить только крупнейшие игроки. Теперь любой оператор может предоставлять услуги интерактивного ТВ эксклюзивного качества. Такое телевидение можно смотреть на любом устройстве, при любом качестве "последней мили", наслаждаясь любыми видеосервисами. Иными словами, "Смотрёшка" - это первое в России готовое облачное ТВ-решение для операторов связи.

- Но еще недавно об ОТТ-сервисе говорили как о заоблачной перспективе.

- А он оказался облачным. Четыре года назад на международной выставке IBC в Амстердаме вы не увидели бы OTT, три года назад были один-два OTT-проекта, осенью прошлого года ОТТ-технология стала мейнстримом, а в этом году станет абсолютным хедлайнером IBC и бесспорным глобальным трендом. Что касается "Смотрёшки", то рынок впервые увидел ее на CSTB 2015.

- Как рождался ваш бизнес?

- Мы - команда, которая объединена общей бизнес-идеологией и работает в сфере ОТТ-разработок. Ядро "ЛайфСтрим" - люди, которые в свое время создавали передовую технологию транскодирования видео и внедрили ее у ряда крупных операторов связи. В 2010 году мы основали компанию-интегратора "Брэдбери Лаб" и реализовали первый ОТТ-проект для оператора "ЦентрТелеком". Я пришел в ИТ-отрасль как инвестор примерно пять лет назад. Тогда счастливо встретились инженеры и финансисты. Около года назад мы вышли из "Брэдбери Лаб", и появилась компания "ЛайфСтрим". Мы начали создавать облачную платформу, в конце 2014 года запустили ее в эксплуатацию, а в январе вывели "Смотрёшку" на рынок и начали быстро набирать клиентов.

- В чем состоит расчет инвестора "Смотрёшки"?

- Что обычно нужно оператору связи для запуска собственного ТВ-сервиса? Закупить контент, оборудование, ПО, произвести установку, запуск, создать службы эксплуатации и техподдержки, то есть потратить несколько миллионов долларов и ждать возврата вложений пять-семь лет. Практика показала, что собственный ТВ-сервис для оператора - исключительно дорогая и неподъемная вещь. Поэтому инвестиции в ТВ-проекты часто не окупались. А "Смотрёшка" предоставляет операторам готовый качественный продукт абсолютно бесплатно.

- В каком смысле бесплатно?

- Благодаря "Смотрёшке" оператор получает современное ТВ и при этом не тратит деньги на покупку оборудования, ПО и контента. Мы все делаем за него. "Смотрёшка" - уникальная технологическая платформа, современная головная станция по приему ТВ-сигнала, большое серверное хозяйство, сеть дата-центров, юридическая база договоров с правообладателями и многое другое. Оператор получает статистику, поддержку личных кабинетов абонентов, круглосуточную техподдержку. Кроме того, провайдеру не нужно продавать подписчику новую приставку: "Смотрёшка" может работать на существующих STB, Smart TV и мобильных устройствах. А оригинальная технология сжатия ТВ-сигнала и CDN помогают экономить емкость телекоммуникационной сети.

- А что получает конечный абонент?

- Мультиплатформенный интерактивный ТВ-сервис с функциями использования нескольких экранов, отложенного просмотра, с элементами соцсетей, с возможностью применять телефон как пульт и прочим. Цена весьма конкурентна и в зависимости от пакета составляет 100-250 рублей в месяц. При этом абоненту не надо менять оператора связи - услуга просто добавляется в текущий лицевой счет.

- То есть "Смотрёшка" - решение для небогатых провайдеров?

- "Смотрёшка" - для тех, кто умеет считать средства, оптимально распределяет ресурсы и очень хочет предоставлять качественный ТВ-сервис. Это готовый экономичный и понятный продукт. В России множество независимых операторов, которые обслуживают миллионы абонентов, и им очень нужно доступное и эффективное ТВ-решение. Наша бизнес-концепция уникальна для российского рынка и не имеет прямых конкурентов. Мы бесплатно предоставляем операторам доступ к облачной платформе, а они продают услугу подписчикам и, зарабатывая, делятся с нами. Для подключения сети к платформе нужна всего неделя - и абоненты получают ТВ топ-уровня.

- Что значит топ-уровень?

- Такой уровень технологии, сервиса и качества, который трудно превзойти. Уровень Apple и Google. Мы горим идеей сделать продукт, который не останется незамеченным, изменит ситуацию на рынке и в головах людей, продукт экстра-класса. В конце жизни Стив Джобс сокрушался, что талантов много, но никто не хочет изменить мир. А мы хотим, и это стремление я считаю в "Смотрёшке" самым важным. В финансовом успехе мы не сомневаемся. Если ты уверен в продукте, люди это оценят.

- Это не похоже на взгляд финансиста.

- Именно финансиста, причем инвестирующего только в успешные проекты. Мы уверены, что наш подход правильный и продуктивный, видим положительную реакцию со стороны не только операторов, но и телезрителей. Наша платформа - одна из лучших в части архитектуры и функциональности. Основное внимание мы уделяем маркетингу и управлению контентом. Хотим формировать такой контент, который будет интересен пользователю, в том числе с учетом региональной российской специфики.

- То есть ваша основная задача - сделать востребованный ТВ-сервис?

- Да, такой, который до сих пор не смогли сделать ни "МегаФон", ни "ВымпелКом", ни другие крупные игроки. Это желание зачастую вызывает недоумение как у правообладателей, когда они видят, что мы готовы покупать контент дороже, чем большие компании, так и у операторов, когда мы предлагаем им ТВ-сервис бесплатно. "Смотрёшка" - явление уникальное.

- Кстати, как появилось название "Смотрёшка"? Кто его придумал?

- Мы обсуждали название несколько месяцев. В какой-то момент наш технический директор произнес: "Смотрёшка". Мы отложили решение, еще раз обдумали варианты из шорт-листа и перед самым выходом на рынок решились на "Смотрёшку". Думаю, не ошиблись.

- Сколько операторов уже подключили сервис?

- Около полусотни операторов. Темп роста опережает плановый в два раза. Но мы пока осторожны в прогнозах. Наша задача на 2015 год - обеспечить доступ к "Смотрёшке" со всех возможных устройств. Сейчас на платформе доступно около 140 каналов. Мы наращиваем сервисы: развиваем рекомендательную систему, интеграцию с соцсетями, собираем статистику, вводим новые программы, формируем тематические пакеты.

- Может ли "Смотрёшка" быть не единственным ТВ-сервисом у оператора?

- Мы верим в наш продукт и делаем ставку на качество услуги, именно за счет качества и выигрываем. "Смотрёшка" - уникальная открытая платформа, мы пропагандируем независимость и выбор и не привязываем оператора ни к платформе, ни к приставке.

- Вы называете "Смотрёшку" ОТТ-платформой. Но термин OTT означает доставку видеосигнала на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по сети Интернет без прямого контакта с оператором связи, в отличие от услуг IPTV, которые предоставляются через управляемую оператором сеть с гарантированным QoS.

- Нельзя говорить о качественном ТВ-сервисе, дистанцируясь от связки "оператор - абонент". Оператор гарантирует доставку сигнала, и это самое важное. Интернет - это сумма провайдеров связи. Мы знаем, что ни в Москве, ни тем более на периферии пока нет качественных CDN. С точки зрения определения "Смотрёшку" нельзя назвать чистым ОТТ: у нас сигнал, как и в IPTV, доставляется по контролируемой сети оператора, но с использованием ОТТ-технологий.

- И все-таки зачем "Смотрёшке" в перспективе вообще нужен оператор?

- С нашей точки зрения, оператор - доверенное лицо абонента и наше. Инфраструктура в доставке видео будет важна всегда, и оператор будет играть ключевую роль в распространении тяжелого видео. Поэтому нам интересно партнерство именно с инфраструктурными провайдерами. Успешный провайдер - это и транспорт, и интегратор, и сервис-провайдер, и универсальный магазин. Мы лишь поставщик качественного ТВ-сервиса.

- Какой вы видите доставку ТВ лет через десять?

- Мы верим в ОТТ. Глобальная инфраструктура Интернета выросла и проросла повсюду. Интенсивно развивается беспроводной доступ, условия для распространения ОТТ будут повсеместно улучшаться. Мы видим очевидную тенденцию развития монетизации ТВ на мобильных устройствах. Уже наши дети полностью сменят парадигму телесмотрения, и они, без сомнения, выберут ОТТ-телевидение.