© ComNews
28.05.2015

Минкомсвязи считает нужным ввести финансовую ответственность за срыв и сдвиг сроков запуска спутников связи, а также за их преждевременный выход из строя. Компенсация государству будет равна упущенной выгоде от использования космического аппарата.

Об этом рассказал журналистам министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в рамках проходящей в городе Иннополис (республика Татарстан) IV конференции "Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса" (ИТОПК).

"Мы придерживаемся очень простого принципа: с болью в сердце воспринимаем любую аварию в нашей ракетно-космической промышленности. Для нас это означает определенный сдвиг, перенос срока запуска спутника", - заявил Николай Никифоров.

"Ведомство жестко отстаивает принцип производства отечественных космических аппаратов на российские деньги, на территории России, и запускать их нужно российскими ракетами с российских космодромов, - подчеркнул министр. - Что нужно изменить - так это ответственность. За все должна быть прописана финансовая ответственность. Если завод-производитель сдает нам спутник позже срока, то он платит штраф, равный нашей упущенной выгоде за использование спутника. Спутник должен служить 15 лет. Если он прослужил семь лет и вышел из строя - значит, за оставшиеся семь лет нам должны заплатить компенсацию".

Как считает министр, если у госкорпорации "Роскосмос" или у ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК) сдвигаются сроки запуска "Протонов", то эти предприятия должны не просто разобраться с ракетами-носителями, но и должны оплатить упущенную выгоду. Он подчеркнул, что все эти риски нужно "правильно прописать". "Мы выработали эту модель, это предложение Минкомсвязи поддержал президент нашей страны. У нас был целый ряд совещаний в 2014 г., как это выстраивать. Мы сейчас по этому пути идем", - заявил министр.

"По сути, мы хотим покупать спутник на орбите, а не на заводе. Хотим запускать спутник под ключ: запустили, он подключился, развернул свою батарею, все заработало - с этого момента мы его покупаем", - говорит Николай Никифоров.

Игроки рынка ракетно-космической промышленности осторожно комментируют эту инициативу. "Финансовая ответственность за сдвиг сроков запуска спутников связи обычно предусмотрена в контрактах завода-производителя и заказчика космического аппарата, - говорит генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) Николай Тестоедов. - Это стандартная общемировая практика. Если завод по своей вине сдает спутник позже срока, то на него накладывается штраф, и это обязательно прописывается в контрактах".

"В отношении вопроса о наличии системы штрафов можем пояснить только то, что все контракты, в том числе и государственного уровня, заключенные нашим предприятием, носят строго конфиденциальный характер, соответственно, информацию о деталях контрактных обязательств и иных условиях мы сообщать третьим и иным лицам, не упомянутым в разделе "Стороны контракта", без согласия сторон не имеем права", - отметил представитель пресс-службы ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина".

По мнению Николая Тестоедова, штрафовать производителя спутников за то, что аппарат не отработал на орбите гарантированный срок, неправильно. В мире так никто не делает, объясняет он. А чтобы так делать, заводу-производителю нужно участвовать в прибыли, которую извлекает оператор из эксплуатации спутника, но такой практики в мире тоже нет.

Николай Тестоедов напомнил, что обычно компании страхуют срок службы спутников. "Это страховой случай. Можно провести аналогию с автомобильной промышленностью. Допустим, вы ездите на автомобиле, и если что-то случилось, то именно страховая оплачивает страховой случай, так как машина застрахована не на заводе-производителе, а в страховой компании", - отметил он, добавив, что удивлен таким предложением министра.

Представители ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) и Россвязи воздержались от комментариев.

За последнее время в отечественной космической отрасли произошли две крупные аварии. Напомним, что одна из них случилась 16 мая 2015 г. во время запуска ракеты-носителя "Протон-М" со спутником "МекСат-1". На 497-й секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Авария произошла на высоте 161 км. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере. Спутник и его запуск застрахованы заказчиком. Межведомственная аварийная комиссия продолжает рассматривать причины нештатной ситуации.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев ранее заявлял, что виновные в аварии "Протона-М", в том числе из-за конструктивных дефектов узлов, должны понести не только административную, но и материальную ответственность, передавало "РИА Новости". "Помимо персональной ответственности, все, кто находится в этой цепочке, должны понимать, что они должны отвечать рублем. Это гораздо важнее, чем просто перемещение тех или иных конструкторов из одного предприятия в другое", - добавил премьер.

"Авария "Протона" привела к сдвигу запусков российских телекоммуникационных космических аппаратов на дав-три месяца. Это не критично, из-за этого каких-то дыр в нашей орбитальной группировке не будет. Мы много запускаем, и, соответственно, случаются аварии", - отметил Николай Никифоров на конференции ИТОПК.

28 апреля 2015 г. с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз-2.1а" с транспортным грузовым кораблем "Прогресс М-27М". В тот же день выяснилось, что корабль оказался не на расчетной орбите, а связь с ним потеряна, сообщало ТАСС. Грузовик сгорел в плотных слоях атмосферы утром 8 мая. 12 мая Государственная комиссия под председательством заместителя руководителя Роскосмоса Александра Иванова огласила основную причину аварии. На 526-й секунде полета произошло два последовательных события, связанных с разгерметизацией сначала бака окислителя, а затем и бака горючего ракеты-носителя "Союз-2.1а". Окончательные выводы Госкомиссия представит позже.

25 мая президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам развития космической отрасли России. Президент вместе с главой президентской администрации Сергеем Ивановым, вице-премьером Дмитрием Рогозиным, министром финансов Антоном Силуановым и главой "Роскосмоса" Игорем Комаровым обсудили ситуацию в этой сфере в целом.