Новости / июль 2015
"Ростелеком" обнулил звонки

© ComNews
03.07.2015

"Ростелеком" запустил новую тарифную опцию "Ноль внутри сети", которая позволяет совершать звонки с домашних телефонов на бесплатной основе. Тем самым компания планирует снизить отток абонентов и сдержать падение доходов от услуг фиксированной телефонии, считают эксперты телеком-рынка.

Стоимость подключения тарифной опции "Ноль внутри сети" составит 100 руб. Тем абонентам, кто подключен на безлимитный тарифный план "Ростелекома" в рамках услуги фиксированной телефонии данная опция будет предоставляться без ежемесячной платы. Для абонентов, подключенных на другие тарифные планы "Ростелекома", в зависимости от тарифного плана и региона ежемесячная плата будет варьироваться от 20 руб. до 300 руб.

Подключившимся абонентам к тарифной опции "Ноль внутри сети" будет предоставлено 100 минут в сутки внутризоновых и 100 минут в сутки междугородных соединений, а также неограниченный объем местных телефонных соединений.

"Мы приняли стратегическое решение развивать услугу домашней телефонии в направлении максимально доступных тарифов. Опция "Ноль внутри сети" - наше первое тарифное предложение в рамках реализации новой стратегии", - отметила вице-президент ПАО "Ростелеком" по работе с массовым сегментом Диана Самошкина.

Пресс-служба "Ростелекома" вчера отказалась уточнить, насколько компания благодаря тарифной опции "Ноль внутри сети" планирует нарастить абонентскую базу по фиксированной телефонии и выручку от этого сегмента.

По данным "Ростелекома", за I квартал нынешнего года абонентская база по услуге фиксированной телефонии составляла 23,7 млн абонентов, что на 9% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. (26 млн). В I кв. 2014 г. также наблюдалось снижение на 6% к аналогичному периоду 2013 г. (27,8 млн). Выручка от услуг фиксированной телефонии за I кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизилась на 10%, до 25,8 млрд руб. За I кв. прошлого года выручка по сравнению с I кв. 2013 г. (30,6 млрд руб.) тоже снизилась и составила 28,7 млрд руб.

По словам руководителя группы исследователей-аналитиков J'son & Partners Сonsulting Кирилла Локтева, число линий местной связи падает как в целом по рынку, так и у компании "Ростелеком" в частности. "По данным официальной отчетности компании, за последние пять лет число линий местной связи упало на 21%, с 29,6 млн в 2009 г. до 24,4 млн в 2014 г. Несмотря на это доходы от фиксированной телефонии, включая внутризоновую и дальнюю связь, в 2014 г. занимали 36,7% (109,76 млрд руб.) в общей структуре выручки компании, оставаясь самой доходной услугой компании", - сказал репортеру ComNews Кирилл Локтев. Он добавил, что конкуренция со стороны мобильной связи и онлайн-мессенджеров по-прежнему очень высока и данная опция скорее направлена на снижение оттока абонентов и замедление сокращения выручки, чем на привлечение новых клиентов.

Ведущий аналитик телекоммуникации и медиа АО "Газпромбанк" Сергей Васин тоже считает, что данная инициатива "Ростелекома" направлена на удержание абонентов и сдерживание падения доходов от фиксированной голосовой связи.

"Если в 2013 г. на их долю приходилось 30% от выручки оператора - от продолжающейся деятельности, то в 2014 г. они уже составляли 27%. При этом в 2014 г. на долю междугородных и внутризоновых звонков пришлось порядка 7% выручки оператора, - заметил в беседе с ComNews Сергей Васин. - Введение тарифа не упразднит доходы от междугородной связи, однако по мере роста популярности тарифа они, конечно, будут сокращаться. Здесь "Ростелеком" делает ставку на восполнение этих доходов за счет общего роста трафика и лояльности абонентов". На его взгляд, в текущих условиях рынка речи о росте доходов от фиксированной связи быть не может, однако есть хороший шанс замедлить их падение.

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин тоже не думает, что введение тарифной опции существенно повысит выручку "Ростелекома". "Скорее можно говорить о замедлении падения доходов от сегмента", - добавил Тимур Нигматуллин.

"Вероятно, благодаря тарифной опции "Ноль внутри сети" часть абонентов отложат решение полностью отказаться от фиксированной телефонии, и "Ростелеком" надеется на некоторую синергию с другими бизнесами группы, которые предлагаются пакетно с фиксированным доступом, но их рынок существенно более конкурентный", - рассуждает ведущий аналитик UFS IC Илья Балакирев. Он добавил, что данное предложение "Ростелекома" выглядит по-своему уникальным, и, скорее всего, конкуренты последуют его примеру.

ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) уже запустило подобную опцию. "В МГТС данная опция давно реализована в безлимитном тарифном плане, включающем неограниченный объем местных телефонных соединений. Сегодня более 60% абонентов компании выбирают данный тариф, что говорит о его востребованности у населения", - отметил сотрудник МГТС в беседе с ComNews.

По его словам, в компании видят растущий интерес абонентов к предложениям, включающим предоплаченные пакеты минут местных и внутризоновых телефонных соединений. "Учитывая эту тенденцию, МГТС в прошлом году предложила своим абонентам пакеты "Расширенный" - неограниченный объем местных соединений и 100 минут внутризонового трафика, и "Премиальный" - неограниченный объем местных соединений и 300 минут внутризонового трафика. Мы ожидаем, что в ближайшие два года около 20% наших абонентов будут использовать данные тарифные планы", - заключил сотрудник МГТС.

Представитель ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) сказал, что абонентскую базу компании по услуге фиксированной телефонии составляют в основном юридические лица. "Процент розничных клиентов невелик, поэтому межрегиональные тарифы формата "внутри сети" для нас пока менее актуальны", - резюмировал представитель ТТК.