© ComNews
07.08.2015

Компания "ВымпелКом" (бренд "Билайн") представила не самые оптимистичные результаты II квартала 2015 г. - снижение год к году по основным финансовым показателям и отсутствие заметного роста по операционным. Оператор винит во всем осложнение экономической ситуации и снижение потока мигрантов. Компания фактически отказалась от активного строительства сетей нового поколения и обещает рост только в следующем году.

На итоговой пресс-конференции исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса ПАО "ВымпелКом" Александр Поповский акцентировал внимание в основном на нефинансовых результатах. По его словам, NPS (индекс лояльности клиентов) растет уже полтора года и во II кв. оператор по этому показателю обогнал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и теперь уступает только ПАО "МегаФон". Другой успех - впервые за последние пять лет компания продемонстрировала отток абонентов ниже 50%.

Кроме этого похвастаться "ВымпелКому" особо нечем. Общая выручка составила 68,035 млрд руб. - снижение на 1% год к году. Выручка в мобильном сегменте выросла на 1% и составила 56,758 млрд руб, а в фиксированном упала на 10% - до 11,278 млрд руб. EBITDA за год просела на 3% (27,536 млрд руб.), рентабельность по этому показателю снизилась на 0,9 п.п. (40,5%).
Такие показатели в "ВымпелКоме" объясняют замедлением макроэкономического роста и ослаблением рубля. На то же самое "грешит" и "МегаФон". Выручка этого оператора за II кв. снизилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 76,1 млрд руб. (см. новость ComNews от 31 июля 2015 г.). МТС итоги II кв. пока не объявляла.

Анализируя результаты "ВымпелКома", стоит обратить внимание на два показателя - капитальные вложения и абонентская база. CAPEX компании в России во II кв. снизился год к году на 17% и составил 11,396 млрд руб. В целом за полугодие проседание еще больше - 33% (16,822 млрд руб.). CAPEX "МегаФона" за II кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 6,4%, до 12,5 млрд руб.

Напомним, что недоинвестирование в развитие сетей 3G в период кризиса 2008-2009 гг. обернулось для "ВымпелКома" потерей второго места на российском рынке мобильной связи - тогда оператора по выручке и абонентской базе обошел "МегаФон". На вопрос, не опасаются ли в компании повторения ситуации, Александр Поповский ответил, что сейчас компания не хочет делать "лишних" инвестиций. По его словам, сеть "ВымпелКома" формата 3G удовлетворяет текущие потребности клиентов, а существенный рост проникновения 4G будет только в следующем году. "Эта технология пока не является фактором конкурентной борьбы. К следующему году мы оптимизируем наши бизнес-процессы, получим новые цены, соответствующие нашим пожеланиям. Будем наращивать интенсивность строительства в конце года и в следующем году", - заявил Александр Поповский. По его словам, доля смартфонов с модулем 4G сейчас составляет 7-8% в самых "продвинутых" регионах. А тех, кто реально пользуется этой услугой еще меньше. "Пока можно что-то на курсах доллара сэкономить, да и цены вендоров тоже падают", - добавил топ-менеджер "ВымпелКома".

Выручка компании от мобильной передачи данных в России во II кв. составила 10,634 млрд руб. Рост год к году по этому показателю - 19%. Но если сравнивать с предыдущими кварталами, то картина гораздо менее оптимистичная - рост минимальный. Так, в I кв. 2015 г. услуги мобильного Интернета принесли "ВымпелКому" 10,362 млрд руб. выручки, в IV кв. 2014 г. - 10,523 млрд руб., в III кв. 2014 г. - 9,829 млрд руб.

Отметим, что МТС, напротив, форсировала темпы строительства мобильных сетей в первом полугодии 2015 г. За шесть месяцев оператор построил 9160 новых базовых станций во всей России - на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины из них - стандарта LTE (см. новость ComNews от 4 августа 2015 г.).

Что касается абонентской базы, то во II кв. у "ВымпелКома" она составила 57,2 млн (прирост год к году на 2%). По итогам I кв. оператор отчитался о 55,7 млн абонентов, на конец 2014 г. их было 57,2 млн. Значительного роста базы во II кв. не произошло, несмотря на возвращение "ВымпелКома" в "Связной" (SIM-карты "Билайна", после длительного перерыва, стали продаваться в сети ритейлера с 1 апреля 2015 г.). "Связной" восстанавливает продажи постепенно. В III кв. они вышли на те объемы, которые предусмотрены соглашением. Во II кв. их вклад был небольшим", - пояснил Александр Поповский. В то же время, по его словам, на абонентскую базу "ВымпелКома" "давила" задержка приезда мигрантов в Россию - в связи с ослаблением рубля в этом году трудовые резервы из ближнего зарубежья прибыли к нам поздно, а их поток снизился в целом по рынку на 12-15%.

Широкое присутствие в странах СНГ "ВымпелКом" считает своим конкурентным преимуществом. В мигрантском сегменте оператор лидирует - 43% рынка по выручке ("МегаФон" - 35%, МТС - 14%, Tele2 - 8%).

Показатель ARPU (средняя выручка на одного абонента в месяц) "ВымпелКома" во II кв. снизился на 2% год к году - до 312 руб. Но это заметно больше, чем в I кв. - тогда этот показатель составлял 305 руб. MOU (среднее количество минут разговора на абонента в месяц) "ВымпелКома" по итогам II кв. составил 320 минут - рост на 3% год к году. В I кв. - 305 минут.

"Сейчас значительного роста абонентской базы быть не может - рынок сильно насыщен", - считает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. Он оценил результаты "ВымпелКома" как "нейтральные, на уровне ожиданий". "Каких-то сюрпризов, глобальных положительных тенденций нет. Но нет и значительных провалов", - сказал эксперт. Так же оценил отчетность оператора аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович. Он отметил два положительных момента: рост по отношению к I кв. по выручке от мобильной передачи данных, которая до этого падала, и увеличение на 2% абонентской базы. "На этот показатель повлияли два фактора - возобновление продаж контрактов "ВымпелКома" в "Связном" и сокращение оттока абонентов", - пояснил аналитик.

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин уверен, что рост по передаче данных и по абонентской базе у "ВымпелКома" связаны со сменой собственника в "Связном". "Связной", в силу особенностей своего рыночного позиционирования, позволяет операторам привлекать качественных абонентов с точки зрения оттока, ARPU и потребления передачи данных. Думаю, что эта тенденция продолжится до конца года - новый канал продаж приведет к росту операционных показателей и увеличению абонентской базы оператора", - считает Тимур Нигматуллин. Он также отметил рост показателя MOU на 3%. По мнению аналитика, добиться этого оператору удалось благодаря введению новых тарифов. "Изменение тарифной политики увеличивает операционные показатели. Думаю, в перспективе компания сможет их монетизировать", - сказал Тимур Нигматуллин.

Отметим, что сегодня, объявляя результаты II кв., глобальная компания Vimpelcom Ltd. обнародовала новую стратегию, которая предполагает перестройку бизнес-модели. Группа намерена сократить операционные и капитальные затраты, но при этом улучшить операционные показатели. Экономить компания планирует за счет внедрения цифровых технологий, а зарабатывать на новых источниках выручки. Новый KPI Vimpelcom - через три года увеличить денежный поток на $750 млн в год. Компания также рассчитывает использовать свой масштаб и возможности консолидации. Задача дочерних компаний - стать номером один или два в странах, где они работают.

Как российский "ВымпелКом" намерен выполнять столь амбициозную задачу, пока не совсем понятно. "У нас есть четкая стратегия. В этом году мы должны стабилизировать долю рынка, в 2016-2017 гг. начать рост и улучшить рыночные позиции", - заявил Александр Поповский.

Как считает Тимур Нигматуллин, сейчас "ВымпелКом" по доле рынка третий и может стать вторым, если кто-то из конкурентов снизит свои показатели. "Теоретически сделать это можно, но это негативно отразится на рыночной стоимости компании. Я скептически отношусь к прогнозам о лидерстве кого-либо на рынке - обычно лидерство стоит очень дорого. Финансовые и операционные показатели важнее", - сказал аналитик. "Шансы расти быстрее конкурентов у "ВымпелКома" есть. Но есть шансы получить и обратный результат", - резюмировал Константин Белов.