Валерий Кодачигов
13.08.2015

Принадлежащий "Мегафону" мобильный виртуальный оператор (MVNO) "Скартел", работающий под брендом Yota, за год набрал чуть более 1 млн абонентов, рассказала представитель компании Лина Удовенко.

В эти подключения не входят usb-модемы и роутеры, уточняет она. Примерно половина из sim-карт зарегистрированы в Москве и Петербурге.

Бывший интернет-провайдер, "Скартел" начал предоставлять услуги голосовой связи в августе 2014 г. Сейчас оператор выдает sim-карты в 52 регионах.

Через пять лет работы "Скартел" планирует обслуживать около 10 млн клиентов, в том числе 4G-модемов и роутеров, говорил "Коммерсанту" в апреле 2014 г. его бывший гендиректор Анатолий Сморгонский.

10 млн абонентов – вполне достижимое число при сохранении бизнес-модели, уверен Сморгонский. Уже сейчас "Скартел" – один из крупнейших мировых MVNO, не считая этнических, отмечает он. Компания сразу заняла широкую и растущую нишу рынка, поскольку в отличие от традиционных операторов интернет для нее не дополнительная, а основная услуга, объясняет Сморгонский. Такое позиционирование оказалось правильным на рынке, где снижается голосовой и sms-трафик, зато неуклонно растет количество планшетов и смартфонов, а также расширяется сегмент пользователей, для которых важен мобильный интернет, считает он.

Ключевым отличием "Скартела" от традиционных мобильных операторов Удовенко называет безлимитный доступ в интернет, а также отсутствие внутрисетевого роуминга: разговоры, трафик и sms в любом регионе России оплачиваются по домашнему тарифу. Таким образом, целевая аудитория проекта – это пользователи, которые часто ездят по России, а также люди, использующие на смартфонах и планшетах много интернет-трафика, отмечает Удовенко.

Выручку и средний ежемесячный счет на абонента (ARPU) "Скартел" не раскрывает. По словам Удовенко, минимальный платеж абонента в Москве – 440 руб. в месяц, в регионах – в среднем 240–250 руб. По оценке iKS-Consulting, в первом полугодии 2015 г. ARPU российских сотовых абонентов составлял около 330 руб. (в Москве – около 600 руб.).

"Скартел", аффилированный с "Мегафоном", нельзя назвать виртуальным оператором в полном смысле слова, но для нишевого проекта, рассчитанного на высокодоходную аудиторию, 1 млн абонентов за год – очень хороший результат, считает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. По его данным, крупнейший по количеству абонентов MVNO в России после "Скартела" – "Связной мобайл". Его в ноябре 2013 г. на сети МТС запустил "Связной" – к концу 2014 г. к нему было подключено около 800 000 абонентов. Но весной 2015 г. развитие проекта было заморожено.

За год с момента запуска проекта ритейлер реализовал около 650 000 sim-карт "Связной мобайл", рассказывает Заикина. Потенциал для новых подключений был гораздо выше, однако для ритейлера важнее было не допустить переподключений абонентской базы МТС, отмечает она. Успех проекта она объясняет интеграцией с программой лояльности "Связной-клуб", а также широкой сетью распространения.

МТС не конкурирует отдельно со "Скартелом", рассматривая его как часть "Мегафона", с которым МТС давно и успешно конкурирует, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. MVNO самой МТС – например, с МГТС и МТТ – решают сугубо утилитарные задачи: в первом случае продвигается выгодное пакетное предложение для Москвы, во втором идет целевая работа с абонентами из стран ближнего зарубежья, объясняет он.

Конкуренции со стороны "Скартела" "Вымпелком" и "Т2 РТК холдинг" не ощущают, говорят их представители. У Tele2 низкие тарифы на входящие и исходящие звонки в роуминге, а также выгодные опции, отмечает представитель оператора Константин Прокшин.

Потребности абонентов в мобильном интернете полностью обеспечивают тарифы и тарифные опции, среди которых есть и предложения для суперактивных пользователей, говорит представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. Создание отдельного бренда и затраты на инфраструктуру MVNO неэффективны, считает она. Фактически Yota – это тариф "Мегафона", а у "Вымпелкома" только на пакетном тарифе "Все" более 10 млн абонентов, добавляет она.

По данным "Вымпелкома", рост базы пользователей "Скартела" – следствие каннибализации абонентской базы "Мегафона", утверждает она. К "Скартелу" переходят абоненты всех операторов соразмерно их долям рынка, возражает Удовенко и представитель "Мегафона" Татьяна Зверева. Это изначально предусмотрено бизнес-планом, добавляет представитель "Скартела".

Внутренней конкуренции между двумя брендами нет, уверяет Зверева. Разделение брендов – стандартная практика работы на высококонкурентных рынках с высоким проникновением услуг связи, отмечает она. К переходам в "Скартел" абонентов "Мегафона" оператор, по ее словам, относится нормально – в любом случае абонент остается с "Мегафоном".