© ComNews
03.09.2015

Виртуальный мобильный оператор Yota (ООО "Скартел") объявил о запуске проекта по доставке SIM-карт при помощи беспилотных дронов. Инновационный сервис в тестовом режиме будет работать в Москве до конца сентября, но желающим воспользоваться такой доставкой придется самим приезжать к курьерам. Представители Yota уверяют, что проект позволит компании сэкономить на доставке. Эксперты и игроки рынка выразили сомнение в экономической эффективности начинания и отнеслись к такой инновации скорее как к шутке.

Мобильный виртуальный оператор (MVNO) "Скартел", работающий под брендом Yota (является 100% "дочкой" ПАО "МегаФон") намерен полноценно внедрить квадрокоптеры в свои бизнес-процессы. Об этом сообщил операционный директор компании Владимир Добрынин. "Наша цель - протестировать в реальных условиях инновационные технологии и оценить их эффективность для бизнеса", - заявил он.

Отметим сразу, несмотря на громкие заявления, о реальной доставке речи, по сути, не идет. Оператор запускает четыре (на самом деле три - две будут работать попеременно) новых точки продаж - Yotaport. Располагаться они будут в популярных у москвичей районах города - на территории института "Стрелка", парков "Музеон" и "Сокольники", а также в павильоне Политехнического музея на ВДНХ. Чтобы вам доставили SIM-карту на квадрокоптере, сначала придется самому прийти (с паспортом) к одному из таких Yotaport. Там сотрудник компании поможет заполнить и подписать заявление на оказание услуг и вызвать "летающего курьера". Долго ждать не придется - дрон прилетит через пару минут. Ведь база летательных аппаратов вместе с SIM-картами располагается в соседнем здании, в нескольких сотнях метров, а то и ближе.

Представители других мобильных операторов прокомментировали инициативу конкурентов в шутливом ключе. "Мы тестировали доставку SIM-карт дронами, но отказались от этой идеи из-за неэффективности. В настоящее время работаем над пилотным проектом по телепортации SIM-карт в точки продаж", - сказал пресс-секретарь ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников.

Представитель ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева добавила, что "компания сейчас рассматривает возможность доставки SIM-карт специальными роботами, разрабатываемыми "ВымпелКомом" в партнерстве с одним из научно-исследовательских институтов, которые могут осуществлять доставку SIM-карт как в условиях городской среды, так и дикой тундры".

Партнером Yota в этом проекте выступает компания Copter Express. Как рассказал ее генеральный директор Олег Понфиленок, они уже проводили подобный эксперимент - в течение месяца доставляли дронами пиццу в одном из городов России. Но тогда доставка оказалась очень дорогой - около 1 тыс. руб. Как пояснил Олег Понфиленок, это из-за того, что квадрокоптером управлял человек.

В эксперименте с Yota доставка должна быть значительно дешевле - как заявили авторы проекта, около 400 руб. В теории дроны должны летать сами - специалисты Copter Express разработали соответствующее программное обеспечение.

По словам Владимира Добрынина, доставка обычным курьером стоит около 500 руб. "Надеемся, что дроном будет на 100 руб. дешевле. Конечно, в Yotaport наши сотрудники будут оказывать консультации, это будет полноценная точка обслуживания Yota. Если исключить операционные затраты в дальнейшем, доставка дронами, как мы надеемся, будет дешевле, чем доставка людьми", - заявил операционный директор Yota.

Каждый Yotaport будут обслуживать два дрона. Как сообщили представители оператора, в хорошую погоду они рассчитывают доставлять более 700 SIM-карт в день.

Для клиентов инновационная доставка бесплатна. А вот затраты на эксперимент самого оператора составили около 3 млн руб. "Это чтобы организовать проект. А дальше посмотрим", - уточнил Владимир Добрынин. Еще в 2 млн руб. обойдется страхование гражданской ответственности - на случай если что-то пойдет не так, например квадрокоптер упадет и помнет чью-то машину или нанесет физический, материальный или моральный ущерб человеку.

Несмотря на то что проект, как утверждают в Yota, имеет коммерческую составляющую, разглядеть ее крайне сложно. Экспертам, опрошенным ComNews, этого сделать не удалось. Ведущий аналитик телекоммуникации и медиа АО "Газпромбанк" Сергей Васин заявил, что это не более чем маркетинговый ход. "Yota позиционирует себя как высокотехнологическая компания, поэтому новаторство со способом доставки не удивительно. Я достаточно скептичен относительно реальных подключений таким способом, однако использовать дроны для рекламы и продвижения - это интересная и креативная идея", - сказал аналитик.

"Инициатива Yota - PR-ход, призванный привлечь дополнительное внимание к проекту", - уверен генеральный директор "ТМТ консалтинг" Константин Анкилов. Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин отметил, что доставку различных товаров дронами успешно практикуют в США. "Я не исключаю, что реализуемый в РФ проект будет успешно запущен. Впрочем, пока можно говорить скорее лишь о нишевом применении такого рода технологий и сопутствующем PR-эффекте. Экономический эффект будет несущественным. Дело в том, что в РФ гораздо более жесткие погодные условия и дороже оборудование. Также имеются существенные регуляторные риски", - сказал эксперт.

Как сообщили представители оператора, если проект окажется эффективным, в 2016 г. Yota планирует запустить доставку SIM-карт дронами в нескольких крупнейших городах России. Как пояснил корреспонденту ComNews генеральный директор Copter Express Олег Понфиленок, в Москве полноценно летать квадрокоптерам запрещает законодательство - слишком много мест, где они могут помешать полетам настоящей авиации (например, зоны возможных взлетов и посадок вертолетов МЧС). Если исключить эти районы, то в любую точку оставшейся территории столицы можно организовать доставку дронами - нужно лишь проложить маршруты, минуя запретные зоны. Но это будет уже принципиально другой проект, в том числе по стоимости.

Экспериментами с дронами Yota не намерена ограничиваться. Компания объявила, что запускает целую серию экспериментальных проектов под общим название Futureproof и "на собственном опыте будет изучать перспективы инновационных решений в реальной жизни". Как сообщил Владимир Добрынин, помимо квадрокоптеров мобильного оператора интересуют робототехника, 3D-печать, сенсоры и Интернет вещей.