© ComNews
14.10.2015

Microsoft фактически признала непопулярность своего поисковика Bing на рынке России и стран СНГ. ИТ-гигант объявил о стратегическом сотрудничестве с ООО "Яндекс". Российская поисковая система будет предустанавливаться на платформу Windows 10 для устройств, которые продаются на постсоветском пространстве и в Турции. По мнению экспертов, главной причиной партнерства стала борьба против экспансии Google.

Последняя версия операционной системы от Microsoft в России и еще ряде стран будет распространяться с интегрированным поиском "Яндекса". Стратегическое сотрудничество, о котором сообщили компании, предполагает, что российский поисковый сервис будет поиском по умолчанию в интернет-браузерах, поставляемых с Windows 10. Также в Microsoft Edge и Internet Explorer "Яндекс" будет стартовой страницей. Кроме России, такая версия ОС будет распространяться в Белоруссии, Казахстане, на Украине и еще в ряде стран постсоветского пространства, а также в Турции. Условия сделки и принцип разделения доходов от рекламы партнеры не разглашают.

По условиям соглашения, "Яндекс" обязуется продвигать операционную систему Microsoft. На специально созданной странице компания будет рассказывать пользователям о преимуществах Windows 10 и демонстрировать ее возможности. Там же будет ссылка, по которой можно скачать и установить "десятку".

"Поиск "Яндекса" уже интегрирован в нашу мобильную платформу Windows Phone на рынках этих стран. Теперь мы планируем внедрить поиск "Яндекса" во всю экосистему Windows 10 в данном регионе", - подчеркнул исполнительный вице-президент подразделения Windows и Devices корпорации Microsoft Терри Майерсон.

Как считает директор департамента ИТ и облачных технологий J’son & Partners Consulting Александр Герасимов, сотрудничая с Microsoft, "Яндекс" пытается увеличить свою долю на рынке поиска. Что касается Microsoft, как отметил он, то их ОС вне конкуренции на десктопах и ноутбуках. "Но продажи этих устройств падают, а парк устройств на ОС Android растет довольно быстро, и Microsoft вынужден что-то предпринимать", - сказал эксперт. По словам консультанта J’son & Partners Consulting Алексея Никушина, сотрудничество с поисковиком поможет решить проблему узнаваемости нового продукта Microsoft для пользователей смартфонов с прошлыми версиями операционных систем.

Обе компании фактически подтвердили, что сотрудничество будет распространяться также и на версию Windows 10 для смартфонов (Windows 10 Mobile), выход которой ожидается в ближайшее время. "Партнерство распространяется практически на все устройства под управлением Windows 10 в регионе", - заявили ComNews в пресс-службе российского представительства Microsoft. То же самое сообщили представители поисковика, уточнив, что исключение составляет только Xbox One.

Как отметил аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Леонид Делицын, основным устройством доступа для большого количества пользователей Интернета стал смартфон, с ним люди сегодня проводят гораздо больше времени, чем с десктопом или с ноутбуком. "В смартфонах наиболее популярна операционная система Android, разработанная главным конкурентом "Яндекса" - компанией Google. Думаю, что даже недавнее решение ФАС в пользу "Яндекса" не сильно поможет. С точки зрения обычного российского пользователя обе системы приблизительно равно хороши, и у "Яндекса" нет критических преимуществ, благодаря которым пользователь захочет утруждать себя, устанавливая его поиск", - сказал эксперт. По мнению Лонида Делицына, на рынке мобильного поиска последствия сотрудничества ограничены долей Windows Mobile на рынке ОС для смартфонов, то есть порядка 5%.

Напомним, что весной "Яндекс" подал иск против Google в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС). Российская компания обвинила американскую компанию в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Google навязывает производителям смартфонов свои сервисы, в том числе поиск, как утверждают в "Яндексе", и запрещает им предустанавливать приложения конкурентов. ФАС иск удовлетворила и обязала Google до середины ноября исправить нарушения.

Любопытно, что у Microsoft есть своя поисковая система - Bing. Именно она, как правило, устанавливается как поиск по умолчанию в браузерах производителя Windows. Теперь компания фактически отдает рынок ряда стран конкуренту.

"Мы по-прежнему поддерживаем Bing по всему миру, поиск также доступен и в России. Microsoft продолжает инвестировать и развивать Bing на глобальном уровне, причем как самостоятельно, так и с ключевыми партнерами. Там, где это имеет смысл для определенного рынка, мы будем искать сильных локальных игроков, таких как "Яндекс", - прокомментировали ситуацию в пресс-службе компании Microsoft.

Алексей Никушин отметил, что Bing сейчас занимает второе место в списке самых популярных в мире поисковых сайтов по объему трафика (по данным eBizMBA, у Google 1,1 млрд уникальных посетителей в месяц, а у Bing - 0,35 млрд). "Яндекс" в этот список (15 самых популярных в мире поисковиков) не входит, поэтому размещение поиска "Яндекса" на главной странице не каннибализирует долю Bing в глобальном масштабе", - пояснил аналитик.

По статистике Liveinternet, усредненная доля "Яндекса" в России за последние три месяца составляет 63,9%. Google на втором месте - 25,9%. В пятерку также входят поиск Mail.ru - 8,3%, Bing - 1% и Rambler - 0,7%. По данным ComScore на середину апреля 2015 г., "Яндекс" занимал 5,6% рынка Турции. В мобильном поиске "Яндекс" уступает конкуренту и в России. По данным Liveinternet, в этом сегменте лидирует Google - 54,5%. У "Яндекса" 43,7%. Доли прочих игроков - менее процента, в том числе Bing - 0,3%.

Собственный поисковик Microsoft в России не популярен, и компания предпочитает уступить этот сегмент "Яндексу", а не Google. "Пользователи могут захотеть установить поисковик Google, потому что большинство знакомых будет советовать им именно такое решение проблем. К тому же "Яндекс" приведет рекламодателей", - пояснил Леонид Делицын. Он также отметил, что Microsoft предлагает "Яндекс" только в тех странах, где шансы Bing на успех заведомо низки. Там, где Bing завоевал существенную долю рынка, он продолжает использоваться.