© ComNews
09.11.2015

Российский оператор "ВымпелКом" продемонстрировал ожидаемые результаты III квартала. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая выручка снизилась на 1%, а выручка от мобильных услуг на 1% выросла. Абонентская база оператора за год увеличилась на 3%. "ВымпелКом" по-прежнему демонстрирует невысокий уровень CAPEX и практически прекратил инвестировать в 3G-сети. Аналитики считают, что каких-то прорывов от оператора не стоит ждать и в IV квартале.

Подводя итоги III квартала, генеральный директор ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Михаил Слободин заявил, что, несмотря на происходящее за пределами страны, оператор "движется по хорошей траектории" и проблемы глобальной компании на российском бизнесе не отражаются. По его словам, сейчас на рынке наблюдается тенденция к стагнации, конкуренция усиливается, и все игроки проходят проверку на прочность. Но "Билайн" к этим испытаниям неплохо подготовился. "Все движется туда, куда должно двигаться", - резюмировал глава "ВымпелКома".

Общая выручка компании за III квартал составила 72,36 млрд руб., что на 1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. EBITDA год к году просела на 5% - до 28,46 млрд руб., а рентабельность по этому показателю снизилась на 1,5 п.п. - до 39,3%. Снижение показателей в компании объясняют стандартными причинами: замедление макроэкономического роста и ослабление рубля. Как сообщил исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса "ВымпелКома" Александр Поповский, если бы не было этих негативных факторов, то EBITDA сохранилась бы на прошлогоднем уровне.

В качестве положительной тенденции он отметил рост абонентской базы: по сравнению с III кварталом 2014 г. она увеличилась на 3% и теперь составляет 59 млн абонентов мобильной связи. Для сравнения, ПАО "МегаФон" по итогам III квартала отчиталось о 73,9 млн абонентов в России и росте в 7%. Но, как утверждает Александр Поповский, проценты роста - не единственный показатель: при оценке базы нужно обращать внимание на тренды потребления услуг на одного абонента и на ARPU. "Важно, чтобы абонентская база росла не в ущерб доходности. Если доходность размывается - наверное, к такому росту есть вопросы", - заявил менеджер.

ARPU "ВымпелКома" в III квартале снизился на 2% год к году и составил 330 руб. Показатель MOU на 2% вырос - до 319 мин. "МегаФон" эти показатели не раскрывает и приводит в своей отчетности лишь ARPDU (средний счет на одного пользователя услуг передачи данных за месяц) - рост на 14,6% и DSU (среднее количество услуг по передаче данных на одного абонента мобильной связи за месяц) - рост на 26% год к году.

В целом выручка от мобильных услуг у "ВымпелКома", по сравнению с III кварталом 2014 г. выросла на 1% (58,3 млрд руб.), рост выручки от мобильной передачи данных - 16% (11,4 млрд руб.). Количество пользователей мобильного Интернета за год увеличилось на 14%. У "МегаФона" рост выручки от услуг мобильной связи - 1% (69,3 млрд руб.), от передачи данных - 24,4% (21,3 млрд руб.), база пользователей мобильного Интернета выросла на 6,3%.

"ВымпелКом" по-прежнему уступает конкурентам по уровню капвложений. Напомним, что по итогам II квартала по этому показателю представителя "большой тройки" уже обогнал Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"; см. новость ComNews от 20 августа 2015 г.). В III квартале CAPEX "ВымпелКома" составил 12,35 млрд руб., что на 16% меньше аналогичного периода прошлого года. А в целом за девять месяцев проседание еще больше - 26% (28,7 млрд).

CAPEX "МегаФона" в III квартале 2015 г. вырос на 81,6 % - до 25,9 млрд руб. Правда, стоит учитывать, что этот рост включает сумму в размере 5,7 млрд руб. за покупку частот "СМАРТС". А в целом за девять месяцев капвложения этого оператора увеличились на 29,2% - до 46,5 млрд руб.

Александр Поповский утверждает, что низкий уровень CAPEX - отражение стратегии "умных инвестиций". Это означает, что "ВымпелКом" усиленно работает над оптимизацией затрат, оказывает давление на поставщиков оборудования, чтобы добиться снижения цен, а также, по словам менеджера, практически, заморозил строительство сетей третьего поколения. "Это технология прошлого, в ее развитие мы вкладываем крайне ограничено", - заявил исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса "ВымпелКома".

Технологией будущего в "Билайне" считают 4G. Но как оператор намерен расти за счет ее развития, не совсем понятно. Руководство компании признает, что проникновение 4G-смартфонов пока крайне низкое. По словам Александра Поповского, их доля "пока незначительная". Напомним, что на пресс-конференции, посвященной итогам II квартала, он называл более конкретные данные: 7-8% в самых "продвинутых" регионах (см. новость ComNews от 7 августа 2015 г.). Как и три месяца назад, руководство оператора обещает начать активное развитие в следующем году - тогда и 4G станет более востребованным, и цены на оборудование для строительства сетей у вендоров снизятся. По словам Александра Поповского, в 2016 г. они ожидают "взрывной рост" технологии 4G. "Основной фокус на развитие 4G мы смещаем на конец 2015 г. и 2016 г.", - заявил он. Менеджер также сообщил, что в IV квартале по показателю CAPEX "ничего экстраординарного не будет".

Финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин считает, что отчетность российской "дочки" Vimpelсom Ltd. выглядит неплохо. По его мнению, основным драйвером роста абонентской базы и выручки стали события вокруг ритейлера "Связной", который ежегодно продает около 10 млн "качественных" контрактов. "Уход из "Связного" МТС позволил "МегаФону" и "ВымпелКому" существенно нарастить продажи. Согласно отчетности "МегаФона", дилерские комиссии за подключение новых абонентов по итогам III квартала выросли более чем на 35% год к году. Вероятно, подобная динамика показателей наблюдалась и в отчетности "ВымпелКома", что во многом объясняет сильное падение рентабельности на уровне EBITDA", - сказал аналитик.

Аналитик Raiffeisen bank Сергей Либин также оценил отчетность оператора как "неплохую" - несмотря на насыщение рынка и растущую конкуренцию, абонентская база и выручка от мобильного бизнеса "ВымпелКома" выросли. Но, как отметил он, динамика в сегменте передачи данных менее впечатляющая, чем у "МегаФона" - 16% против 24%.

Прогнозируя ситуацию в IV квартале, Сергей Либин заявил, что запуск Tele2 в Москве пока не скажется на финансовых показателях других операторов. "Отток абонентской базы, я полагаю, вряд ли составит более 1% на каждого оператора "большой тройки", - считает он. Тимур Нигматуллин предполагает, что благодаря сотрудничеству со "Связным" "ВымпелКом" продолжит улучшать финансовые и операционные показатели. Конкуренция с Tele2 в Москве скажется лишь в долгосрочной перспективе. "Появление четвертого игрока на рынке - тем более с ценовой политикой дискаунтера - должно оказать сильное давление на стоимость среднего тарифа в регионе. Я не исключаю, что пакетные предложения подешевеют в пределах десятка процентов. Но это будет длительный процесс, который займет несколько лет", - сказал Тимур Нигматуллин.