Новости / декабрь 2015
Viber приходит через SMS

© ComNews
03.12.2015

Российский сервис-провайдер "СМС Трафик" (входит в группу компаний Intervale) запустил для клиентов - B2C-компаний (банки, рестораны, такси) сервис отправки нерекламных сообщений через мессенджер Viber. Компания заявляет, что по стоимости такая услуга будет ниже, чем традиционные SMS-рассылки. Кроме того, 25-40% клиентов "СМС Трафика" пользуются Viber. Вскоре "СМС Трафик" запустит аналогичный сервис через Telegram. Тем временем WhatsApp пока не планирует интегрировать рассылки в мессенджер.

Как рассказал ComNews руководитель направления новых продуктов "СМС Трафика" Павел Шепеленко, соглашение "СМС Трафика" с Viber является бессрочным. Финансовые условия сотрудничества обе компании не раскрывают. Как отмечает пресс-служба "СМС Трафика", до этого контракта рассылка сервисных сообщений через мессенджеры в России не практиковалась.

Представитель московского офиса Viber Елена Грачева сообщила, что "СМС Трафик" будет через мессенджер направлять уведомления для конечных клиентов компаний-партнеров. Среди них - логистические компании, салоны красоты, такси, интернет-магазины, авиакомпании, банки, розничные и торговые сети, ресторанные и гостиничные сети и пр.

Сообщения, отправляемые через Viber, будут только сервисными, то есть нерекламными. Например, если клиент банка давал согласие на получение уведомлений о статусе своего кредита, то он получит через мессенджер информацию о наступлении даты погашения задолженности. Как пояснила Елена Грачева, цель таких сообщений - информирование: уведомления о статусе счета, трекинг отправлений грузов, статус заказа в онлайн-магазине, уведомления о доставке товара, подаче такси и прочее.

В отличие от традиционных способов информирования (SMS, e-mail), Viber отображает в сообщении логотип и оригинальное название отправителя, позволяет передавать больший объем данных, включая картинки. Пока "СМС Трафик" реализует одностороннюю доставку сообщений пользователю мессенджера. По словам представителя сервис-провайдера, стоимость такой услуги "ощутимо ниже расценок на традиционные SMS-рассылки".

Как объясняет Павел Шепеленко, владельцы смартфонов все чаше выбирают мессенджеры в качестве приоритетного канала общения. "Через них контакт между пользователями становится более разнообразным, эмоциональным и, что немаловажно, бесплатным. Можно прислать большой объем текста, картинку, онлайн-фото и др. Рынок B2C-коммуникаций не может игнорировать этот тренд, - подчеркнул он. - Бизнес стремится к максимально удобному, емкому и экономически оправданному контакту с клиентами".

По данным Viber, Россия входит в топ-3 рынков по объему аудитории мессенджера. "Наши исследования показали, что доля людей, пользующихся Viber, составляет 25-40% от абонентской базы наших клиентов, а это сопоставимо с аудиторией оператора "большой тройки", - отметил Павел Шепеленко. По его словам, сообщения, отправляемые через мессенджер, не носят рекламный характер, а значит, будут позитивно восприняты потребителями.

Для осуществления рассылок через Viber компания "СМС Трафик" подключила ИТ-системы к платформе Viber’s Service Messages API. Сервис доставки сообщений через Viber интегрирован в платформу многоканальных коммуникаций SmartDelivery (ее оператор - "СМС Трафик"). SmartDelivery позволяет доставлять сообщения как с помощью традиционных SMS, так и через альтернативные каналы - PUSH-уведомления и Viber.

Генеральный директор "СМС Трафика" Алексей Рытиков подчеркнул, что рассылки через мессенджеры не являются альтернативой традиционному SMS-информированию. Это принципиально другой подход в контакте брендов с потребителями. Как отметил Алексей Рытиков, SmartDelivery позволяет комбинировать каналы коммуникаций, исходя из задач, поставленных перед бизнесом, минимизировать расходы и укрепить лояльность клиентской базы.

По словам Павла Шепеленко, вскоре компания "СМС Трафик" запустит сервис рассылки через мессенджер Telegram, разработанный основателем соцсети "ВКонтакте" Павлом Дуровым. "WhatsApp не планирует интеграцию B2C-коммуникаций в мессенджер", - уточнил Павел Шепеленко.

По словам Елены Грачевой, за рубежом, помимо других компаний-провайдеров, Viber сотрудничает в том числе и с Intervale (ЗАО "Интервэйл" - российская компания, которая работает на рынках РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана и Европы). "Сервис Viber Messages является глобальным. Мы, как партнеры Viber, можем оказывать услуги клиенту из любой точки мира", - добавил Павел Шепеленко.

По оценке J`son & Partners Consulting, в России Viber является наиболее популярным коммуникационным приложением: его применяет около 60% пользователей мобильных мессенджеров. По данным аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, Viber - второй по популярности мессенджер в России после WhatsApp. Его месячная аудитория составляет около 7,5-8 млн подписчиков.

Руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин считает, что вряд ли соглашение Viber c "СМС Трафиком" существенно повлияет на позиции мессенджера на российском рынке. "Объем спама в Viber достаточно большой, и если не предпринимать никаких специальных действий, нужные сообщения могут в них просто затеряться", - полагает он. По его словам, SMS, как основной канал для уведомлений, никто не отменял, а сотовые операторы эффективно противодействуют SMS-спаму, так как это отрегулировано на уровне отраслевого законодательства.

"Даже активное продвижение Viber за счет реализации новых сервисов вряд ли приведет к существенному увеличению доли рынка", - полагает Тимур Нигматуллин. Он пояснил, что это связано с высоким "сетевым эффектом". По словам эксперта, абоненты неохотно переходят на новые мессенджеры, так как лишаются контактов в старых сервисах или вынуждены пользоваться сразу несколькими приложениями, что неудобно для общения. 

Как напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, использование мессенджеров подразумевает двустороннее общение, а канал информации от банков и других B2C-компаний в основном односторонний. "Банки и компании пока не готовы обрабатывать массовые входящие сообщения через мессенджеры", - считает он.

ООО "СМС Трафик" было основано в 2000 г. Весной 2014 г. компания вошла в группу Intervale. Согласно сведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), учредителями ООО "СМС Трафик" являются ЗАО "Интервэйл" (владеет 99,5% "СМС Трафика") и ЗАО "Смарткардлинк" (SmartCardLink, ему принадлежит 0,5%). Компания SmartCardLink также входит в ГК Intervale.

Учредителями ЗАО "Интервэйл", согласно данным ЕГРЮЛ (на 2002 г.), выступают Илья Аксельрод (до марта 2015 г. - директор по развитию сети "ВымпелКома"), Александр Кузнецов и Игорь Милашевский (до 2012 г. - глава департамента Минкомсвязи РФ). Управляющей организацией в отношении "СМС Трафика" и ЗАО "Интервэйл" является ООО "Управляющая компания "Интервэйл". Генеральный директор этой компании Оксана Смирнова-Крелль (до сентября 2013 г. - зампред правления Связного банка). Среди учредителей управляющей компании, по данным ЕГРЮЛ на 2013 г., числится Владимир Андросик. Напомним, он является гендиректором и председателем совета директоров ООО "Сумма Телеком".

Viber был создан в 2010 г. израильтянами Тальмоном Марко и Игорем Магазинником, приехавшим в Израиль из Нижнего Новгорода в 1991 г. В начале 2014 г. они продали 100% Viber японскому интернет-ритейлеру Rakuten за $900 млн. Аудиторию Viber составляют более 660 млн уникальных пользователей в 193 странах мира. В середине 2014 г. компания открыла офис в России (см. новость ComNews от 3 июля 2014 г.).