© ComNews
12.01.2016

"Ростелеком" объявил новый конкурс на создание ОТТ-сервиса, нацеленного на удержание абонентов услуги фиксированной телефонии. При этом максимальная цена нового договора по сравнению с предыдущим тендером снизилась с 58 млн руб. до 47,1 млн руб. Предыдущий конкурс на создание ОТТ-решения, объявленный оператором осенью 2015 г., не состоялся из-за возникшей необходимости оптимизации технического задания и снижения максимальной стоимости закупки.

О тендере на оказание услуг и предоставление прав на использование программного обеспечения с целью реализации проекта "ОТТ Коммуникации" для сегмента B2C говорится в документах, опубликованных на портале госзакупок. Заявки на участие в конкурсе ПАО "Ростелеком" будет принимать до 20 января 2016 г. Итоги по тендеру компания подведет 19 февраля. Максимальная сумма договора - 47,1 млн руб. (с учетом НДС).

Максимальная сумма по предыдущему аналогичному тендеру, который "Ростелеком" объявил в сентябре прошлого года, составляла 58 млн руб. (см. новость ComNews от 28 сентября 2015 г.). Вчера представитель "Ростелекома", говоря о причинах, по которым не состоялся прошлогодний конкурс на создание ОТТ-сервиса, отметил: "Предыдущий конкурс отменен после выявления ресурсов для оптимизации технического задания и снижения максимальной стоимости закупки".

Помимо стоимости закупки изменились и сроки официального запуска проекта. Так, если бы предыдущий конкурс состоялся, то запуска ОТТ-решения от компании следовало ожидать в конце 2015 г. "Теперь планируется, что в I квартале 2016 г. будет проведена тестовая эксплуатация продукта, а во II квартале начнется первый этап коммерческой эксплуатации - в одном из макрорегиональных филиалов", - уточнил представитель "Ростелекома". Он добавил, что подробности по проекту до официального запуска ОТТ-сервиса компания не раскрывает.

Согласно техническому заданию, запуск ОТТ-сервиса пройдет в два этапа. На первом этапе проект стартует только в Нижнем Новгороде. На втором - в Москве и Подмосковье, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Воронеже, Самаре и Челябинске. Также проект будет запущен в Омске, Ростове-на-Дону, Красноярске, Перми. Кроме того, сервис станет доступен для жителей Волгограда, Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска.

Победитель конкурса, согласно техническому заданию, должен будет оказать услуги по конфигурированию оборудования и программного обеспечения существующей у "Ростелекома" VoIP-инфраструктуры продукта "Новая телефония" и поставке лицензий с целью обеспечения возможности предоставления услуги "ОТТ Коммуникации". Услуга будет включать в себя разнообразные функции: прием входящих вызовов из телефонной сети общего пользования, определение номера абонента и запрет на определение, черный список, переадресация вызовов, статистика по вызову, облачный журнал контактов и др. По сравнению с предыдущим тендером, как сказал представитель "Ростелекома", функционал ОТТ-решения остался прежним.

"Основная цель создания продукта - удержание желающих отключиться клиентов, потребляющих услуги традиционной телефонной связи. Достигать цели предполагается путем существенного повышения потребительских характеристик существующих у клиента традиционных услуг фиксированной связи благодаря их замене на новый продукт-заменитель "ОТТ Коммуникации" для В2С сегмента", - говорится в техническом задании.

Выручка "Ростелекома" от сегмента местной телефонии за III кв. 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. снизилась на 10% и составила 24,15 млрд руб. Абонентская база по телефонии уменьшилась на 8,6%, до 22,7 млн абонентов (см. новость ComNews от 12 ноября 2015 г.).

По словам аналитика ИХ "Финам" Анатолия Вакуленко, основные причины, по которым пользователи отказываются от городских телефонных номеров, - экономические. Люди не видят смысла платить еще и за стационарный телефон, как говорит аналитик, в то время когда практически все члены семьи имеют мобильные телефоны, за которые в любом случае придется платить. "В свете этого такое решение, на мой взгляд, не сможет сломить тенденцию по отказу пользователей от стационарной связи, особенно в ситуации, когда реальные доходы населения активно сокращаются", - отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Анатолий Вакуленко.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, в условиях экономического спада конкуренты начинают активно атаковать розничный сегмент, поэтому "Ростелекому" необходимо защищать свою клиентскую базу. "При этом заметно стремление оператора сэкономить: сумма 47,1 млн руб. для регионов с населением более 20 млн (количество абонентов - свыше 3 млн) выглядит не впечатляющей", - считает Георгий Ващенко.

Также в "Ростелекоме" уверены, что разработка и внедрение данного ОТТ-сервиса будет способствовать привлечению новых клиентов - пользователей широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и мобильной передачи данных, обладающих смартфонами и планшетными компьютерами и заинтересованных в дополнительном АВС-номере, а также в оптимизации затрат на связь в роуминге.

Как отмечается в материалах закупки, пользователи должны получать доступ к сервису из любой точки мира. Предполагаемая нагрузка, которую приложение должно выдержать, - от 27 тыс. пользователей в 2016 г. до 190,5 тыс. пользователей в 2020 г.

Компания "РАССЭ" (входит в группу компаний "Ай-Теко") планирует принять участие в конкурсе "Ростелекома" на создание ОТТ-сервиса. "OTT является необходимым и даже обязательным сервисом для любого оператора. Он позволяет как удерживать существующих клиентов, так и оставаться конкурентным оператором по отношению к другим игрокам и, как следствие, привлекать новых клиентов", - подчеркнул в беседе с ComNews управляющий директор компании "РАССЭ" Константин Парфенов.

Напомним, "Ростелеком" уже объявлял похожий тендер в октябре 2014 г. Компания планировала выпустить на рынок VoIP-решение с более широким набором функций за счет тех возможностей оператора связи, которые недоступны OTT-игрокам. Стоимость тендера была 73 млн руб. (см. новость ComNews от 20 октября 2014 г.). Однако позже, в апреле 2015 г., президент "Ростелекома" Сергей Калугин в интервью "Интерфаксу" отметил, что компания отказалась от идеи самостоятельно создать ОТТ-сервис. "Мы изменили подход к такого рода проектам, приняв фундаментальное решение - реализовывать их в партнерстве", - заявил он (см. новость ComNews от 14 апреля 2015 г.).