© ComNews
25.02.2016

Создатель мессенджера Telegram и генеральный директор одноименной группы компаний Павел Дуров с трибуны конференции Mobile World Congress в Барселоне объявил, что количество пользователей этого сервиса достигло 100 млн человек. Для сравнения: в мае 2015 г. мессенджером Telegram пользовалось 62 млн подписчиков. Растущая популярность мессенджеров побуждает операторов связи искать разные варианты сотрудничества с ОТТ-сервисами, в том числе и с Telegram.

Павел Дуров добавил, что Telegram является поистине международным сервисом - все эти пользователи распределены по 200 странам мира. "Этих результатов мы добились при нулевом маркетинговом бюджете", - подчеркнул создатель мессенджера. По данным Павла Дурова, пользователи Telegram отправляют по 15 млрд сообщений в сутки. При этом, по данным ComNews Research, абоненты всех сотовых сетей в мире ежедневно посылают 22 млрд SMS. Пользователи конкурирующего мессенджера WhatsApp, счет которым в феврале 2016 г. перевалил за 1 млрд человек, каждые сутки отправляют по 35 млрд сообщений.

Одной из уникальных особенностей Telegram Павел Дуров назвал сервис Channels. Он позволяет средствам массовой информации создавать в этом мессенджере вещательные каналы. В частности, с октября 2015 г. в Telegram вещает британская телекомпания ВВС, у которой там уже набралось 300 тыс. зрителей. В общей сложности ежедневно на каналы в Telegram приходится 400 млн просмотров.

Напомним, Telegram для ОС iOS начал работать с августа 2013 г., для Android - с октября 2013 г. Отличительные особенности сервиса, как говорится на его сайте, - это скорость передачи сообщений, безопасность, хранение данных в облаке с синхронизацией между устройствами. Создатели мессенджера позиционируют его как некоммерческий продукт, который "не предназначен для получения дохода, никогда не будет продавать рекламу и принимать внешние инвестиции". Сервис развивается на средства, которыe Павел Дуров инвестировал через принадлежащую ему американскую компанию Digital Fortress LLC. Когда средства закончатся, Telegram не исключает, что предложит "пользователям внести пожертвования или сделает незначительные платные опции".

По количеству пользователей Telegram уступает таким сервисам для обмена сообщениями, как WhatsApp, Viber, Skype. Количество пользователей WhatsApp, запущенного в 2009 г., превысило 1 млрд человек в начале 2016 г. Владельцем сервиса с 2014 г. является социальная сеть Facebook.

В январе этого года мессенджер стал бесплатным. Аудиторию Viber, созданного в 2010 г., составляют более 660 млн уникальных пользователей в 193 странах мира. У Skype, основанного в 2003 г., количество зарегистрированных пользователей превышает 500 млн человек.

"Динамика роста Telegram впечатляет, но необходимо учитывать относительно низкую начальную базу. Одно дело вырасти с 62 млн до 100 млн пользователей, другое, условно говоря, с 500 млн до 1 млрд", - говорит руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин. Эксперт считает, что вряд ли по числу пользователей Telegram может обогнать Viber и WhatsApp в ближайшие годы - слишком уж большой разрыв как по абонбазе, так и по функционалу.

По словам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, чтобы догнать лидеров или хотя бы приблизиться к ним, сервису Telegram необходим альянс с крупным игроком, вроде Apple или Facebook, либо покупка таким игроком. Однако, как отметил аналитик, пока признаков подготовки сервиса к продаже не наблюдается.

"В текущей версии Telegram позволяет обмениваться лишь текстовыми сообщениями и медиафайлами, а Viber и WhatsApp - еще и звонить, - говорит Виталий Солонин. - Кроме того, у Viber есть функция видеозвонков". Тем не менее, по словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, анонсированная ставка на каналы для СМИ и блогеров выгодно отличает Telegram от конкурентов. "Возможно, это позволит компании заработать там, где не смогли пока достичь больших успехов виртуальные операторы, - на лояльной аудитории среднего размера - региональной аудитории, болельщиках, последователях учений и т.п.", - предположил он.

По данным J'son & Partners Сonsulting, проникновение мобильных мессенджеров по итогам 2014 г. в России оценивалось на уровне 78%. Растущая популярность таких сервисов негативно сказывается на доходах мобильных операторов от традиционных услуг (голос и SMS). Операторы, с одной стороны, пытаются противостоять мессенджерам, самостоятельно создавая аналоги мессенджеров, с другой стороны, стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству с ОТТ-сервисами.

В октябре 2015 г. ПАО "ВымпелКом" объявило о партнерстве с WhatsApp - для абонентов пакетных тарифов оператора трафик мессенджера стал бесплатным (см. новость ComNews от 27 октября 2015 г.). По словам пресс-секретаря оператора Анны Айбашевой, "ВымпелКом" открыт к сотрудничеству со всеми игроками рынка мессенджеров.

ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) сотрудничает с Telegram. С ноября 2015 г. оператор обеспечил абонентам техническую поддержку через мессенджер (см. новость ComNews от 1 декабря 2015 г.). Рост проникновения смартфонов - это причина активного развития мессенджеров, говорит пресс-секретарь оператора Ольга Галушина. "Этот тренд позволяет оператору расширить количество каналов обслуживания клиентов, чтобы повысить уровень сервиса и усилить лояльность аудитории", - пояснила она.

Как уверяет руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина, все больше абонентов "МегаФона" пользуются мессенджерами. По ее словам, мессенджеры очень удобны для коммуникации с клиентами, и оператор сейчас также тестирует подобные сервисы.

ПАО "МТС" в декабре запустило приложение MTS Connect, предназначенное для звонков и сообщений на базе стандарта RCS (Rich Communication Suite). Компания позиционирует MTS Connect как альтернативу Viber и Skype (см. новость ComNews от 8 декабря 2015 г.). "MTS Connect использует ядро сотовой сети, которое коммутирует вызовы RCS-абонентов между собой или перенаправляет их в мобильную сеть, к абонентам других операторов, или в Wi-Fi -сети в зависимости от нахождения абонента", - пояснил представитель пресс-службы оператора. Потенциальная аудитория нового сервиса - десятки миллионов пользователей смартфонов, которые пока не пользуются мессенджерами. "Мы работаем над предустановкой сервиса в смартфоны ведущих производителей, а также на брендированные смартфоны МТС", - уточнил он.