Елизавета Серьгина
01.03.2016

У "Ростеха", владеющего долей в "Мегафоне" через материнскую компанию оператора Garsdale Services Investments, есть put-опцион, который дает возможность обменять долю в Garsdale на акции "Мегафона" либо продать ее "АФ телеком холдингу" (100%-ная "дочка" самой Garsdale).

Об этом "Ведомостям" рассказал Андрей Коробов, гендиректор "РТ развитие бизнеса" – инвестиционного подразделения "Ростеха", под управлением которого находится этот пакет. Параметры опциона он не раскрывает.

"Ростех" стал совладельцем Garsdale в 2012 г.: компания была создана специально для того, чтобы объединить в одном холдинге принадлежавший структурам Алишера Усманова контрольный пакет "Мегафона" и "Скартел" (бренд Yota). "Ростеху" принадлежало в "Скартеле" 25,1%, а в Garsdale у госкорпорации оказалось 4,5%. Фонд Telconet, принадлежащий на паритетных началах Сергею Адоньеву и Альберту Авдоляну и владевший 74,9% "Скартела", получил тогда 13,5% Garsdale и вышел из ее капитала в 2013 г., когда "Мегафон" купил "Скартел" у Garsdale. Telconet тогда продал свою долю самой Garsdale, сумма сделки не раскрывалась.

Сейчас USM Group, по данным "Мегафона", принадлежит 56,32% компании: Garsdale через "АФ телеком" владеет 52,03%, а остальными 4,29% – входящая в USM компания "Телекоминвест холдинг лимитед", объясняет сотрудник оператора. 25,17% "Мегафона" – у TeliaSonera, еще 3,92% принадлежит Megafon Investments (100%-ная "дочка" самого "Мегафона"), остальное торгуется на бирже. По данным "Мегафона", USM Holding сейчас владеет 97,45% Garsdale, "Ростеху" принадлежит 2,55% Garsdale – такую структуру собственности компания раскрыла после сокращения доли основного владельца компании Усманова, говорится в сообщении компании. Тогда USM Holdings выкупила 10% акций холдинга у Усманова. Сокращение доли произошло в момент выхода из Garsdale фонда Telconet, говорит человек, близкий к сделке.

 "Ростех" планировал увеличить долю в "Мегафоне" до 5%, рассказывал в интервью телеканалу "Россия 24" гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов в 2014 г. Но тогда компания так ничего и не докупила. Через 2–3 года госкорпорация хотела бы увеличить пакет в операторе до 10%, заявлял также Чемезов.

Сейчас Коробов "не думает", что "Ростех" будет увеличивать долю в "Мегафоне". Нет у госкорпорации планов и по продаже существующего пакета, говорит Коробов: по его словам, корпорация получает выгоду от сотрудничества с "Мегафоном" по многим проектам, в частности, договаривается о поставках оборудования, производимого холдингами корпорации. "Уже сейчас часть этого оборудования может быть поставлена по конкурентным ценам. У нас также есть идеи совместных проектов в других областях, в том числе в сфере софтверных разработок", – пояснил Коробов.

Если "Ростех" захочет конвертировать свои бумаги в бумаги "Мегафона", он получит 1,33% оператора, а у Garsdale останется 50,7%. На момент закрытия торгов в пятницу одна GDR "Мегафона" на Лондонской бирже стоила $11,60, а косвенный пакет "Ростеха" в "Мегафоне" – $95,7 млн.

Аналитик "Открытия" Александр Венгранович говорит, что если "Ростех" конвертирует свою долю в акции "Мегафона", то получит более ликвидный актив – их можно продать на бирже, на них можно получать дивиденды. С этим соглашается аналитик Газпромбанка Сергей Васин: неизвестно, распределяет ли Garsdale дивиденды, которые получает от "Мегафона", своим акционерам, говорит он. По мнению Венграновича, наличие миноритарного пакета в "Мегафоне" у "Ростеха" никак не должно влиять на взаимоотношения структур компании и, по сути, ничего "Ростеху" не дает: крупные сделки рассматриваются советом директоров.