Олег Варламов, д.т.н., председатель научно-технического совета и старший партнер ООО "Мивар"
Олег Варламов,
д.т.н., председатель научно-технического совета и старший партнер ООО "Мивар"
© ComNews
24.10.2016

Все идет к тому, что в черте города и на федеральных трассах управление автомобилями станет функцией искусственного интеллекта. Будет он интегрирован в системы самого средства передвижения или "умной" станет исключительно транспортная инфраструктура - пока не решено. Однако экспертное сообщество единодушно в том, что человеку за рулем больше делать нечего!

Уже в ближайшие годы полностью поменяется вся идеология городской среды и пользования автотранспортными средствами. Еще в XX веке автомобиль перестал быть роскошью и стал просто средством передвижения, новый век намерен упразднить частную собственность на автотранспорт. Вместо личного автомобиля мы получим малогабаритный общественный транспорт, управляемый системами искусственного интеллекта.

Уже сейчас, приезжая в другой город или другую страну, мы идем в прокат автомобилей, а потом, уезжая, без сожаления оставляем "боевого коня". Или, чтобы не покупать велосипед, берем в прокат городской, катаемся и возвращаем его на велостоянку. В мир приходит новая облачная идеология MaaS (Mobility-as-a-Service), то есть мы можем пользоваться транспортом, когда нам нужно, а когда не нужно - не пользоваться им и при этом не переживать о его техническом состоянии.

Чтобы такое использование автомобилей стало действительно удобным, необходима тотальная интеллектуализация транспорта. Мы ведь не желаем сами бегать по району, выискивая свободную машину, а хотим нажать кнопку на смартфоне и дождаться, когда автомобиль подкатит на наш вызов к дому. Чтобы это стало реальностью, нужны "умные" системы, которые будут управлять движением автомобилей, следить за их состоянием и перемещением, планировать нагрузку на магистрали и т.д.

Вместе с тем, не знаю, как в Европе или США, а в России потребуется оснащение искусственным интеллектом и самих автомобилей. Вряд ли у нас вся транспортная инфраструктура в одночасье станет "умной". Дело в том, что в России из почти 1,5 млн км дорог лишь немногим более 50 тыс. км - это дороги федерального значения. Не думаю, что магистрали регионального, а тем более местного значения будут интеллектуализированы так же оперативно, как и главные магистрали. Сейчас на таких трассах отсутствует не только широкополосный доступ, но и нет асфальтового покрытия.

Впрочем, пока еще не создан "умный" автомобиль для самостоятельного передвижения даже по городу. Современные системы управления просто не способны в режиме реального времени обрабатывать необходимое количество информации. Ведь проезд самого обычного перекрестка со светофором требует обработки не менее 300 логических правил. Конечно, по мере создания ИТС дорожная среда будет максимально упрощаться, исчезнет или будет заменена на электронные версии часть знаков, на порядок уменьшится количество светофоров, вместо регулируемых пешеходных "зебр" будут построены подземные или наземные переходы и т.д. И тем не менее, поездка по городу "на автопилоте" еще долго будет оставаться задачей нетривиальной. Да, уже сейчас есть автомобили, которые без участия человека курсируют по ограниченным территориям, уже есть опыт передвижения грузового транспорта пелотонами, когда группа беспилотных автомобилей следует за машиной, управляемой человеком. Однако любая неожиданность или "неописанное" препятствие поставит интеллект, созданный на нейросетях, в тупик, а это может создать аварийную ситуацию.

Полагаю, что в текущей ситуации нельзя выпускать беспилотные машины на улицы города. Они просто недостаточно "разумны". Сейчас много говорят о необходимости разработки метрики интеллектуальности для систем управления транспортом, роботами, оружием и т.д. На мой взгляд, такая метрика существует уже давно, количество обрабатываемых в секунду правил - один из самых надежных критериев производительности искусственного интеллекта. Если такая метрика будет принята, то автопилоты можно будет сертифицировать ровно так же, как сейчас сертифицируются водители: сдал экзамен по вождению и правила дорожного движения - можно выпускать на улицу, не сдал - к инженерам на доработку!

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты