© ComNews
14.11.2016

В условиях стагнации абонентской базы операторы связи ищут пути для снижения существующих затрат, повышения эффективности технологических и бизнес-процессов и предоставления новых видов сервисов для абонентов. Об основных тенденциях и перспективах развития операторского рынка корреспонденту ComNews Александру Калигину рассказал руководитель направления решений для операторов связи компании КРОК (ЗАО "Крок инкорпорейтед") Василий Горшенин.

- Какие основные тенденции развития российского операторского рынка вы можете выделить?

- На данный момент две ключевые тенденции определяют развитие и российского, и мирового операторских рынков. Первая - это оптимизация затрат на содержание и развитие ИКТ-инфраструктуры в рамках базовых услуг (передача голоса и данных), вторая - поиск новых возможностей для получения прибыли от предоставления дополнительных сервисов. При этом перед российскими операторами наиболее остро стоит вопрос именно сокращения затрат, так как основную часть закупок оборудования они осуществляют в валюте, а доходы получают в рублях.

- Отличается ли подход российских и зарубежных операторов к вопросу оптимизации затрат?

- Да, отличается. Наиболее развитые операторы связи находятся в США и Западной Европе, соответственно, они и выступают локомотивами - ищут новые подходы к организации бизнес-процессов и ИТ-инструменты для решения возникающих проблем, применяют новые технологии. В частности, ведущие зарубежные игроки телеком-рынка постепенно отказываются от физического оборудования в пользу виртуальных мощностей. Речь идет о виртуализации сетевых функций (NFV, Network Function Virtualization) и частично транспортной инфраструктуры (SDN, Software-Defined Networking). За счет унификации и обеспечения централизованного управления виртуализация позволит операторам сэкономить на внедрении ИТ и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Стратегию перехода на виртуальную платформу зарубежные игроки-телеком рынка уже выработали, они четко ей следуют. Что касается российских операторов, то они преимущественно используют уже наработанный опыт мировых коллег, наблюдая за тем, какие ИТ-решения действительно работают. Сюда относится и виртуализация, и запуск новых сервисов на базе IoT (Internet of Things) и прочее.

- Отличаются ли подходы к оптимизации технологических процессов у операторов мобильной и фиксированной связи?

- В зависимости от услуг - мобильная или фиксированная связь - будут отличаться основные статьи затрат операторов и, как следствие, их подходы к оптимизации технологических процессов. При предоставлении услуг сотовой связи значительная часть средств вкладывается в развитие и обслуживание радиосети, а также ИКТ-инфраструктуры. В рамках услуги фиксированной связи операторы больше инвестируют в модернизацию транспортной сети, благодаря которой и осуществляется доставка услуг до абонентов.

Оптимизируя "транспорт", оператор фиксированной связи может снизить стоимость его владения, поэтому для него так актуально внедрение технологии SDN. Суть в том, что единый SDN-контролер будет управлять оборудованием на сети, при этом все "мозги" будут сосредоточены в едином центре управления. Это позволит оператору перейти на более дешевое оборудование без привязки к конкретному вендору и, как следствие, значительно сократить затраты на содержание инфраструктуры. Что касается мобильных операторов, то технология NFV, о которой я говорил ранее, позволит им значительно сэкономить на создании, развитии и поддержке ядра сети, а также на внедрении новых сервисов, плюс сократить время их вывода на рынок (time-to-market).

Операторы очень долго были привязаны к определенным производителям. Но благодаря виртуализации провайдеры смогут увеличить конкуренцию среди поставщиков в рамках проводимых тендеров и в конечном итоге сделать свои решения vendor-agnostic, то есть вендоронезависимыми. В результате операторы получат возможность самостоятельно запускать и предлагать пользователям большее количество новых услуг.

- Прослеживается ли среди заказчиков компании КРОК спрос на решения отечественного производства?

- Мы работаем с большим количеством заказчиков. Если говорить о компаниях без привязки к конкретному сегменту рынка, то запросы на отечественные решения есть. Что касается операторов связи, то пока их законодательно не обязали покупать отечественные решения. Они готовы рассматривать российских производителей на общих основаниях в рамках проводимых тендеров. Если российский производитель предложит конкурентное решение, у него будет шанс выиграть конкурс оператора.

- Как различные законодательные инициативы влияют на бизнес операторов связи?

- Большинство законов, затрагивающих операторский рынок, как правило, требуют от операторов серьезных финансовых затрат на их реализацию. При этом значительную часть систем, которые необходимо внедрить для соблюдения того или иного закона, провайдер в дальнейшем не может монетизировать. Например, не получится извлечь финансовую выгоду из того, что придется хранить записи всех разговоров и трафик абонентов за несколько лет. Но от операторов потребуются колоссальные инвестиции. Иногда им удается найти способы монетизации данных вложений - например, антипиратское законодательство. С коммерческой точки зрения, для операторов нет особого смысла в блокировке интернет-ресурсов, содержащих пиратский контент, так как люди все равно находят способы найти его в Сети. Да, им стало сложнее это делать, поэтому потребление легального контента несколько возросло. В свою очередь, это позволило операторам косвенно зарабатывать больше на партнерстве с контент-провайдерами, однако прибыль, как правило, не покрывает всех затрат.

- Каковы ваши прогнозы по развитию российского операторского рынка в горизонте трех-пяти лет?

- Операторы будут предлагать все большее количество новых сервисов, в том числе и на базе IoT (Internet of Things, Интернета вещей). В обозримом будущем они будут в большей степени ассоциироваться с операторами сервиса, а не с "трубой" для передачи голоса и данных, как сейчас.

Будут развиваться новые модели взаимодействия оператора, разработчика ИТ-решений и системного интегратора. В связи с этим все чаще применяется модель разделения доходов (revenue sharing), когда оператор совместно с интегратором строят инфраструктуру, не привлекая средств со стороны, и впоследствии делят между собой прибыль от оказываемых на базе этой инфраструктуры услуг. Эта модель позволяет операторам быстрее запускать новые сервисы для пользователей и, как результат, получать дополнительную прибыль.

Приведу пример реализации модели revenue sharing из нашей практики. Недавно мы внедрили для одного международного сотового оператора сервис уведомления о пропущенных вызовах. На экране телефона абонента отражается информация, что ему кто-то звонил с нулевым балансом. Таким образом, сервис помогает сгенерировать звонок. Когда абонент перезванивает, оператор получает дополнительную прибыль. При этом, в рамках проекта, инфраструктура, интеграция, техподдержка - все это входит в зону ответственности КРОК.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты