© ComNews
18.11.2016

Выручка группы МТС снизилась по итогам III квартала 2016 г. на 1,3% в годовом исчислении, до 112,2 млрд руб. Падение этого показателя произошло впервые с 2011 г. Выручка МТС в России снизилась на 0,8%, до 103,1 млрд руб. Оператор связывает сокращение выручки с падением доходов от роуминга. Тем не менее МТС в России продемонстрировала наименьшее падение показателя рентабельности среди операторов "большой тройки": маржа OIBDA МТС за отчетный период сократилась на 0,9 п.п., до 41,9%, в то время как "МегаФон" и "ВымпелКом" показали снижение на 4,7 п.п. и 1,8 п.п. соответственно.

Показатель OIBDA группы МТС снизился на 5,1%, до 45,7 млрд руб., маржа OIBDA в составила 40,7%. Консолидированная чистая прибыль группы сократилась на 12,8% до 12,6 млрд руб. Абонентская база выросла до 108,8 млн пользователей, увеличившись за год на 2,5%. Оператор доволен финансовыми результатами на Украине и в Белоруссии. "Ситуации в Армении и Туркменистане примерно одинаковы, страновые экономики находятся в сложном положении, и там и там растет трафик, но, к сожалению, все это не контрибутирует нужные нам финансовые показатели - и выручка, и рентабельность в обеих странах падают. Честно говоря, обидно, хотя серьезного влияния на общий результат группы эти бизнесы не оказывают", - отметил президент группы МТС Андрей Дубовсков.

Большую часть выручки - 67% - группе МТС продолжает приносить мобильный бизнес в России. Выручка МТС в России в III квартале 2016 г. снизилась на 0,8% в годовом исчислении до 103,1 млрд руб. "Падение выручки связано с сокращением доходов от роуминга. Меньше стали ездить - в этом проблема. Проблема в том, не продолжится ли это. С нашей точки зрения, наверное, мы достигли нижних значений по роумингу и вряд ли уже увидим такое радикальное падение", - отметил Андрей Дубовсков.

Как пояснил вице-президент по стратегии и маркетингу МТС Василь Лацанич, III квартал - обычно самый "роуминговый" в году: это сезон отпусков, а также бизнес-поездок в сентябре. "Мы всегда показывали сильные результаты в этом квартале, в том числе за счет роуминговых доходов. За это мы и поплатились в этом году", - подчеркнул он. 

Тем не менее выручка МТС в России за девять месяцев этого года выросла на 2,8%, до 296,8 млрд руб. В России у МТС упали показатели выручки от мобильных услуг (на 2,7%, до 75,9 млрд руб.), однако по остальным сегментам бизнеса доходы подросли. Выручка от фиксированного бизнеса увеличилась на 0,1%, до 15,1 млрд руб., выручка от продаж товаров - на 8%, до 13,6 млрд руб., выручка от услуг системной интеграции выросла в 4,4 раза в годовом исчислении до 1,1 млрд руб. - вследствие приобретения "Энвижн Груп". 

Чистая прибыль МТС в России выросла на 7,5%, до 14,5 млрд руб. Показатель OIBDA снизился на 3%, до 43,2 млрд руб. Маржа OIBDA в России составила 41,9%. Количество мобильных абонентов МТС в России по итогам III квартала 2016 г. выросло до 79 млн, увеличившись за год на 2,8% (2,1 млн).

Розничная сеть оператора на конец III квартала 2016 г. увеличилась до 5998 салонов. За год компания построила 1303 новых торговых точки. Причем, по словам Андрея Дубовскова, МТС прекращает рост розничной сети. "Мы своей цели достигли. Надеемся, что мобильный ритейл в России будет сокращаться как нашими усилиями, так и усилиями наших конкурентов. Мы готовы оптимизировать розницу в ответ на конкретные шаги конкурентов", - сообщил он. Как объяснил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Кирилл Дмитриев, теперь приоритет компании - не борьба за подключение новых абонентов, а "оптимизация коммерческой политики", продажа "не количества, а качества". "Мы видим, что нам достаточно существующего количества салонов. И мы будем работать над тем, чтобы удержать позитивный разрыв по базе с конкурентами и по приросту базы", - говорит Кирилл Дмитриев.

Как отметил аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин, финансовые и операционные результаты МТС за III квартал выглядят нейтрально на фоне падения рынка в целом. Кроме того, падение выручки от мобильного бизнеса у МТС было меньше, чем у российского подразделения "МегаФона" (-3,8% год к году), и больше, чем у "ВымпелКома" (-0,6%  год к году). "Влияние на показатели МТС оказала деконсолидация узбекской дочки, сложная рыночная конъюнктура в РФ на фоне возросшей конкуренции и снижения реальных доходов населения. Слабый рубль сказывается и на снижении потребления роуминговых услуг", - считает эксперт.

Тимур Нигматуллин связывает "неплохие относительно рынка финансовые и операционные результаты МТС" с более активными относительно ключевых конкурентов инвестициями в розницу. Как полагает  заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова, в этом году основной точкой роста для МТС стали как раз доходы от розничных продаж оборудования. Она отметила, что в годовом исчислении выручка от розницы выросла на 8%, а в квартальном - на 29%.