Заурбек Алехин, член правления Ассоциации участников отрасли ЦОДов и председатель технического комитета по стандартизации "Центры обработки данных" (ТК 120)
30.11.2016

Летом текущего года завершилось публичное обсуждение проекта российского стандарта эксплуатации инженерной инфраструктуры дата-центра. Член правления Ассоциации участников отрасли ЦОДов и председатель технического комитета по стандартизации "Центры обработки данных" (ТК 120) Заурбек Алехин рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой, как проходит создание национальной базы стандартизации отечественной отрасли ЦОДов.

- По прогнозам аналитического агентства IDC, до конца 2016 года ожидается умеренный рост рынка коммерческих ЦОДов в России. Какие тенденции оказывают на него наиболее заметное влияние?

- В стране по-прежнему ощущается большой дефицит площадей, если рассматривать ЦОДы именно как инженерный объект. Это связано с целым рядом факторов, продиктованных как потребностями отечественного бизнеса, так и изменениями законодательных требований. Темпы строительства площадок несколько замедлились, но это явление не носит стихийного характера и вполне вписывается в реальные сроки осуществления серьезных проектов.

Важно понять, от чего отталкиваться в оценках. Если говорить об объемах поставок зарубежного оборудования, они сократились в связи с изменением курсов валют. Что касается областей, где нет прямой зависимости от импорта, тут спрос значительно превышает предложение. Также мы видим, что требования к качеству услуг дата-центров со стороны заказчика становятся более конкретными и осознанными.

Подпитку отрасли дает реализация утвержденной правительством в октябре прошлого года концепции "Гособлако", предусматривающей перевод обработки и хранения государственных информационных ресурсов, которые не содержат сведения, составляющие гостайну, в систему федеральных и региональных ЦОДов. Проект оценивается в 80 млрд рублей.

Также крупные телекоммуникационные компании, в том числе с госучастием, не отказываются от развития проектов в области хранения и обработки данных. К примеру, "Ростелеком" развивает данное направление, в том числе за счет наращивания объемов предоставления облачных сервисов.
Структура рынка меняется, что говорит, скорее, о его развитии.

- Чем завершилось обсуждение проекта национального стандарта "Центр обработки данных. Инженерная инфраструктура. Операционная модель эксплуатации. Спецификация"? Когда можно ожидать его утверждения?

- В России существует ГОСТ Р 1.2 ГСС РФ, описывающий порядок разработки государственных стандартов. Обязательным этапом данного процесса являются подготовка и проведение публичного обсуждения первой редакции документа. После чего авторы анализируют полученные отзывы, при необходимости вносят коррективы и готовят финальную редакцию, которая, в свою очередь, проходит профессиональную экспертизу и последующее утверждение.

29 июля текущего года завершился этап обсуждения первой редакции национального стандарта. До этой даты любое заинтересованное лицо имело возможность запросить проект документа и прислать нам свои рекомендации и предложения. Отмечу, что желающих принять участие в обсуждении нашлось немного, мы получили всего четыре отзыва. Причиной этого может быть то, что стандарт достаточно объемный и хорошо подготовлен. Что касается полученных откликов, то они не содержат критики предлагаемого подхода и представляют собой ряд замечаний, которые мы обработали и включили в финальную редакцию.

Текущая версия ГОСТ Р 1.2 ГСС РФ способствует более быстрому утверждению стандартов в связи с тем, что в нем и упрощена процедура утверждения проекта, и уменьшено количество обсуждений.

Теперь нас ожидает этап профессиональной экспертизы представителями организаций, сотрудничающих с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и осуществляющих надзор в разных областях ответственности.

Хотелось бы отметить, что стандарт создается по инициативе и за счет средств разработчиков, в связи с этим возникают некоторые сложности с реализацией данной инициативы. В состав рабочей группы, занимавшейся подготовкой стандарта, входят семь человек, сотрудники как дата-центров, так и интеграторов и провайдеров коммерческих услуг, для которых эта деятельность не является основной и профессиональной. Все строится на энтузиазме отдельных представителей отрасли, наличии у них сил и свободного времени. И это еще одна причина, по которой гарантировать какие-то сроки утверждения документа сложно.

- Будет ли стандарт носить обязательный характер?

- В нашей стране существует всего несколько стандартов, которые носят обязательный характер, например – ​в области обеспечения безопасности дорожного движения и тому подобных. Все остальные в соответствии с действующим законодательством в области стандартизации являются рекомендательными. Наш стандарт относится ко второму типу, и решение об обязательности его применения остается на усмотрение каждой отдельной организации, которая при этом может внутренним нормативным актом придать ему статус обязательного.

Также мы не исключаем возможности того, что стандарт станет обязательным для организации эксплуатации ЦОДов, в этом заинтересован ряд игроков рынка. Стандарт подробно прописывает, как должна быть организована эксплуатация дата-центра, определяет процессы и виды деятельности, которые важно не упустить. Однако мы не описываем сами операции, это детализация, зависящая от требований каждой отдельной компании, используемого оборудования, количества персонала и прочих факторов.

Наша задача – ​предоставить отрасли действенный инструмент для организации качественной и эффективной эксплуатации ЦОДа, с этой точки зрения он полезен любой компании. Мы предлагаем перечень конкретных требований, выполнение которых помогает снизить риски при последующей эксплуатации площадки.

При разработке стандарта использовался подход, примененный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000‑1, который представляет собой требования по организации предоставления ИТ-услуг. При этом мы изменили наполнение и форму подачи, в нашем подходе отражен не только набор требований, но и потенциальный эффект от внедрения специфичных для эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДов процессов и операций. Несмотря на то что перечень требований получился длинным, ознакомившись с ними, любой потенциальный пользователь стандарта понимает, на что нужно обратить внимание и какие риски несет невыполнение данных требований.

- Насколько оправданно создание такого подробного перечня требований? И как на него будет влиять развитие технологий?

- Мы говорим исключительно об организации эксплуатации инженерной инфраструктуры ЦОДа, которая по сути своей является областью консервативной и редко подлежит существенным изменениям. Часть решений, которые мы применяем в наши дни, были изобретены десятки лет назад. Безусловно, они модернизируются за счет более широкого использования электроники, внедрения автоматизированных систем управления, но фундаментальных изменений не претерпевают. В свете этого не нужно предполагать, что через год или два применения стандарт утратит свою актуальность. К тому же мы готовы вносить в него необходимые доработки. Главное – ​начать применять стандарт на практике.

- Должен ли национальный стандарт стать альтернативой зарубежным, предлагаемым Uptime Institute и Telecommunications Industry Association?

- В общем случае материалы UI и TIA не являются стандартами с точки зрения российского законодательства. И если наработки TIA по своей структуре в некотором роде соответствуют отечественному подходу к стандартам, то материалы UI, к сожалению, с этой точки зрения таковыми считаться не могут. Я имею в виду, например, стандарт TIA-942, который оговаривает требования к инфраструктуре и предназначен для использования проектировщиками на ранней стадии строительства и оборудования здания ЦОДа.

Близким по предназначению к нашему стандарту, посвященному организации эксплуатации дата-центра, может считаться предлагаемый UI Tier Standard: Operational Sustainability, который является, по сути, перечнем требований в виде набора таблиц, близкого к формату, применяемому аудиторами. С точки зрения проведения аудита это полезный документ, применение которого может давать представление о надежности функционирования ЦОДа. Однако, на наш взгляд, для организации эксплуатации объекта этих материалов явно недостаточно, поскольку перечень требований весьма сжатый и не дает ответов на вопрос, что должно быть сделано, чтобы этим требованиям соответствовать.

Еще одним существенным отличием является то, что в противоположность общедоступным документам частной компании, которые не подлежат контролю со стороны, скажем, органов власти или профессиональных сообществ, государственный стандарт проходит процедуру официального утверждения, о которой мы говорили выше, и подлежит последующему применению в соответствии с законодательством.

Иными словами, есть частный подход и государственный, при котором формируются требования и осуществляется контроль их последующего исполнения. Говорить об их конкуренции, на наш взгляд, бессмысленно.

- Каковы следующие этапы создания национальной базы стандартизации отечественной отрасли ЦОДов? Когда процесс стандартизации может быть завершен?

- В мае 2014 года Ассоциация участников отрасли ЦОДов выступила с инициативой создания ТК 120 при Росстандарте, и в сентябре технический комитет начал работу. В том же году на заседании ТК 120 был согласован и утвержден подход к построению системы национальной стандартизации, разработан план действий на 2016‑2018 годы. В частности, в мае текущего года мы подготовили первый стандарт, посвященный стадиям строительства дата-центров. Завершается создание стандарта, описывающего модель эксплуатации инженерной инфраструктуры.

Всего в нашем плане десять пунктов, и в первую очередь мы обращаем внимание на те области, где какие-либо документы и требования отсутствуют. В области проектирования участникам рынка доступны рекомендации тех же TIA и UI. Кроме того, у нас есть возможность использования наработок из смежных отраслей. К примеру, нет острой необходимости в стандартизации строительных работ, поскольку в этой области уже эффективно применяются строительные нормативы. Конечно, местами эти требования избыточны и требуют корректировки, но тем не менее.

Мы же стремимся в первую очередь заполнить пробелы. В ближайшей перспективе хотелось бы проработать вопросы тестирования, диспетчеризации и управления дата-центрами, определиться с терминами.

В целом наш подход более системный, чем у европейских и американских коллег, которые больше ориентируются на конкретику, определяя, какими должны быть, например, системы связи, элементы инфраструктуры и ее эксплуатация. Мы не пытаемся копировать подходы иностранных коллег, предпочитая идти своим путем. Наша цель – ​развитие отрасли в национальных масштабах.