Владимир Егоров: "При выборе ИТ-решения компании в первую очередь нужно ориентироваться не на его стоимость, а на свои задачи и планы"
09.01.2017

Специфика предприятий нефтегазовой отрасли требует от них особого подхода к выбору и внедрению различных ИТ‑решений. Заместитель генерального директора компании Software AG в России и СНГ Владимир Егоров рассказал корреспонденту "Стандарта" Александру Калигину об особенностях работы с заказчиками из этого сектора экономики.

- На клиентов из каких отраслей в наибольшей степени ориентированы решения компании Software AG?

- Сегодня без поддержки цифровых решений не обходится работа ни одной компании, заинтересованной в развитии и успехе. Software AG является поставщиком первой в мире единой Digital Business Platform (платформа цифрового бизнеса). Она является технологической основой для трансформации крупной компании практически любого сектора экономики. В настоящий момент как сама платформа, так и ее компоненты весьма популярны у представителей индустрий, для которых эффективное применение информационных технологий и постоянный поиск инноваций играют ключевую роль в развитии бизнеса. Это сфера финансовых услуг, розничной торговли, телекоммуникаций, логистики и, разумеется, нефтегазовая и энергетическая отрасли. Тем не менее Software AG является поставщиком фактически для всех областей народного хозяйства, включая производственные предприятия, предприятия горнодобывающей, угольной, перерабатывающей промышленности и многих других, а также для органов государственной власти и управления.

Среди наших заказчиков ПАО "Московская биржа", ПАО "Мобильные ТелеСистемы", ПАО "Газпром", Bosch, Volvo и многие другие ведущие представители различных сегментов рынка.

- Насколько специфичны требования нефтегазовых компаний к ИТ-решениям по сравнению с предприятиями других отраслей экономики?

- У заказчиков из нефтегазового сектора особый подход к ИТ-решениям, поскольку на их деятельность сильно влияют жесткие корпоративные стандарты и регламенты. К такому бизнесу предъявляются особые требования со стороны регуляторов, причем и локальных, и международных. Также присутствуют повышенные требования к промышленной безопасности и охране труда. Все эти факторы оказывают существенное влияние на архитектуру как информационной системы в целом, так и отдельных решений.

С одной стороны, компания Software AG предлагает клиентам универсальные платформы и продукты, с другой – ​многообразие их компонентов и возможность сквозной интеграции позволяют создавать уникальные технологические решения для развития бизнеса заказчиков или предоставления инновационных услуг.

- Какие типы решений наиболее востребованы нефтегазовыми компаниями?

- Мы имеем богатый опыт проектов в нефтегазовой отрасли. Среди наших многочисленных зарубежных заказчиков Statoil, Total, BP, Baker Hughes, Maersk Drilling и другие. В России и СНГ технологии и решения от Software AG применяют такие компании, как "Газпром", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Лукойл", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Сибур Холдинг", ПАО "АНК "Башнефть", АО "НК "КазМунайГаз".

В числе наиболее востребованных решений можно назвать инструменты для оптимизации бизнес-процессов, управления архитектурой, планирования ИТ, управления соответствием требованиям, сокращения эксплуатационных расходов, повышения уровня промышленной безопасности и его мониторинга, управления рисками и логистикой.

- В чем особенности решений Software AG для нефтегазового сектора?

- Не стоит забывать, что компании нефтегазовой отрасли, как и любой другой, прежде всего ориентированы на повышение эффективности бизнеса. Наши решения способствуют достижению желаемого результата и конкурентного преимущества на долгие годы. Например, мы предлагаем платформу webMethods, которая позволяет внедрять SOA (сервис-ориентированная архитектура) и B2B-решения, поддерживающие мобильные устройства, с помощью открытых API, а также использовать преимущества концепции Интернета вещей.

Одним из заказчиков, использующих платформу webMethods, является австралийский энергетический оператор AEMO, обеспечивший благодаря ей поддержку всех игроков рынка газового ритейла, минимизировав любое воздействие на них. Кроме того, он создал масштабируемую и гибкую платформу для поддержки B2B-соглашений в регионе и удовлетворения краткосрочных потребностей в пропускной способности, связанных с изменениями в отрасли или слияниями и поглощениями компаний.

Нашу платформу Alfabet выбрала одна из крупнейших нефтегазовых компаний для эффективного управления технологическими рисками с помощью идентификации и определения приоритетности старения активов и стандартизации ИТ-процессов в рамках разделения единого газового бизнеса на две автономные публичные компании. Alfabet позволяет получить полную картину того, насколько ИТ-активы эффективны в достижении бизнес-целей и где процессы управления активами предприятия (EAM) могут быть улучшены.

Платформа ARIS используется крупнейшими нефтегазовыми компаниями по всему миру. Для многих она стала единой платформой для поддержки бизнес-преобразований, развития новых бизнес-моделей компаний и поддержки стратегических целей их трансформации.

- Представители российских компаний сетуют на то, что большинство зарубежных решений недостаточно адаптированы для применения в местных реалиях. Насколько в этом плане гибки продукты Software AG?

- Наша компания работает в 70 странах, но это не значит, что мы не знаем об ИТ-особенностях предприятий России и СНГ. Software AG стремится предоставить заказчикам решения, которые будут максимально отвечать их требованиям. Наши платформы отличаются гибкостью и возможностью создания уникального решения для любого клиента.

Архитектура законченного решения всегда учитывает особенности каждой компании. Тщательное конфигурирование позволяет наиболее эффективно оптимизировать процессы и достичь поставленных бизнес-целей. Анализ ИТ-среды, действующих политик и требований заказчика дает возможность определить состав и производительность инфраструктурных компонентов для установки платформы.

- Отличается ли подход отечественных компаний к внедрению ИТ от подхода зарубежных коллег?

- Еще недавно уровень информатизации и цифровизации в российских компаниях был гораздо ниже, чем, к примеру, в развитых странах Европы или в Северной Америке. Сейчас это отставание практически нивелировалось. "Лоскутная" автоматизация почти ушла в прошлое.

И все же некоторые отличия, безусловно, есть. Одно из наиболее значимых – ​это осознание высшим руководством роли ИТ и цифровизации в достижении будущего конкурентного положения компании и ее успешном развитии. Отсюда проистекают приоритеты, отличные от приоритетов западных компаний, и глубина обсуждения самых разных вопросов, связанных с ИТ: инвестиции в инфраструктуру, инициирование проектов внедрения приложений, обеспечение интеграции систем, управление данными, автоматизация бизнес-процессов. Хотя и в этом направлении наблюдаются положительные изменения. Многие топ-менеджеры уже перестали воспринимать затраты на ИТ исключительно как статью расходов и стремятся понять, как инвестиции в ИТ будут способствовать построению эффективного и конкурентоспособного бизнеса.

- Как влияет на сотрудничество с местными компаниями экономическая ситуация в стране?

- Когда в Россию пришла новая экономическая реальность, многие компании приостановили инвестиции, в том числе в ИТ. В основном это было сделано из-за неопределенности: бизнес не знал, что будет дальше, и предпочитал выждать. Сейчас, как мы видим, ситуация налаживается, новые проекты есть, они развиваются, – ​можно сказать, что бизнес принял эту реальность и учится в ней не только существовать, но и искать новые пути повышения прибылей.

- Одним из сдерживающих факторов для внедрения импортных решений в российских компаниях является разница в курсах валют. Как Software AG решает эту проблему?

- Экономическая ситуация оказала свое влияние на цены зарубежных ИТ-решений. Тем не менее важно понимать, что иногда в стремлении сэкономить руководители компаний выбирают решения в ущерб бизнес-задачам и требованиям. Здесь нужно расставить приоритеты: компании важна сиюминутная экономия и она готова мириться с отсутствием роста и развития в бизнесе или она хочет получить ИТ-решение, которое поможет в конкурентной борьбе и выведет в лидеры рынка, обеспечив стабильный рост прибыли? На мой взгляд, ответ очевиден. При выборе ИТ-решения в первую очередь нужно ориентироваться не на стоимость, а на задачи и планы. К тому же с вендором всегда можно обсудить возможность индивидуальных условий сотрудничества.

- В России принят курс на импортозамещение. Готова ли компания Software AG к локализации своих решений здесь?

- Политика импортозамещения направлена прежде всего на снижение рисков и поддержку разработчиков отечественного ПО. Как заметил глава российского правительства Дмитрий Медведев, импортозамещение не должно стать самоцелью. Мы с уважением относимся к решениям правительства и будем только рады развитию российских разработчиков ПО. При этом для достижения широкой функциональности, высокого уровня производительности, надежности корпоративного программного обеспечения требуются опыт и время. ARIS, webMethods, Alfabet на протяжении нескольких лет, а то и десятилетий становились лидерами в соответствующих классах ПО. Мы верим, что российские разработчики будут способны предложить бизнесу ПО высокого уровня, но на это потребуется немало времени.

Выбирая продукты компании Software AG, заказчики имеют возможность получить детальные дорожные карты по развитию платформ и конкретных продуктов с очень отдаленным горизонтом, что крайне важно для планирования развития систем и их поддержки. В качестве примера могу привести недавно объявленную программу развития платформы Adabas/Natural вплоть до 2050 года.