В конце января 2000 года компания «Санкт–Петербургские таксофоны» (СПТ) получила диплом финалиста одного из самых престижных международных конкурсов рекламного творчества — EPICA–99 за серию из семи таксофонных карт «Библия для прессы».

Успех впечатляет: на EPICA заявляют тысячи рекламных работ со всего мира, а финалистами становятся десятки. К тому же петербургский оператор таксофонной связи, сотрудничая с дизайнером Александром Линецким, получает высокое признание EPICA второй год подряд.
На семи таксофонных картах, выпущенных в конце мая 1999 года, представлены символические изображения семи смертных «журналистских грехов»: «Компромат», «Плагиат», «Компиляция», «Эпигонство», «Графомания», «Дискредитация» и «Конъюнктура». В качестве «сквозного мотива» Александр Линецкий использовал огрызок простого карандаша, который может восприниматься пользователем как орудие журналистского труда (каким, правда, он никогда не был) и как символ Слова. Универсального, гибкого, живого, сильного и изуродованного. Изображения на карточках дополнены подобранными к месту поучительными словами Священного писания. Выдержки из библии тоже подбирал просвещенный дизайнер: «Не можешь служить Богу и мамоне…» (подобные цитаты приведены на обратных сторонах карточек серии).

На EPICA–98 Линецкий и СПТ вышли в финал благодаря смелому проекту «Минздрав предупреждал». Успех той карточки с изображением обуглившейся сигареты между пальцами, напоминающей бессильный фаллос между ног, очевидно, не дает авторам покоя и сегодня. Уже подав заявку на EPICA–99, они спроектировали образ еще одного журналистского греха — «Эпатаж». Угадайте, на что похож карандаш, изображенный на восьмой карточке?
Партнеры пока не решились выпускать это тираж.

«Библия для прессы» была выпущена общим тиражом 62 тыс. экземпляров и быстро разошлась. Можно сказать, что прагматичная карточка превратилась в произведение искусства или, что сиюминутное значение кусочка пластика с чипом перешло в непреходящее. Но точнее было бы отметить, что социальный проект СПТ оказался вполне коммерчески успешным. К тому же успех удается повторять. А это и есть профессиональный бизнес–пилотаж.

Использовать карточки в качестве рекламоносителя придумали отнюдь не в СПТ. Это случилось более 20 лет назад — почти сразу после появления первых таксофонных карт. Размещать на них календарики, расписания движения поездов (чтобы продлить короткую жизнь «карточной» рекламы) тоже придумали не в городе на Неве. Но «Санкт–Петербургским таксофонам» есть чем гордиться.

«Продажи рекламы на собственные носители составляют менее 1% оборота СПТ. Забота о дизайне, работа с рекламодателями занимает не более 2–3% рабочего времени моего отдела. Но нас знают и отличают благодаря оригинальным таксофонным картам. А значит — это очень важные проценты», — уверен директор по маркетингу СПТ Сергей Мураневич.