Специальный обозреватель ComNews Антон Кураш: Если мы "задушим" иностранных ИТ-вендоров, они превратятся в зомби и все равно смогут вернуться
Мгновенные эффекты импортозамещения, которых порой требуют чиновники, могут обернуться неисследованными побочными эффектами, вызывающими опасение потребителей. Как подружить вынужденные обстоятельства и клиентский спрос, пытались разобраться участники экспертной сессии на Северном Урале.
Специальный обозреватель ComNews Антон Кураш: Если мы "задушим" иностранных ИТ-вендоров, они превратятся в зомби и все равно смогут вернуться
Антон
Кураш
© ComNews
11.07.2025

Экономика или регуляторика?

Спасти, направить в нужное русло, правильно сформулировать задачи отечественного импортозамещения и его братьев-синонимов - импортоопережения, технологического суверенитета, независимости и т.п. сможет только наличие эффективной экономической модели. К такому выводу пришли участники круглого стола "Технологический суверенитет. Обратная связь рынка и разработчиков", состоявшегося на ХVI Международном ИТ-форуме с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске.

"Деньги должны быть, фигурально, не в бюджетах регионов, а в экономических моделях. Если экономическая модель создания технологии или ПО не имеет рыночного или хотя бы социального эффекта, то не надо на нее тратить бюджетные средства, не надо навязывать ее региону к исполнению", - такой подход к оценке перспективности действий по развитию отечественного производителя сформулировал Владимир Маркин, руководитель департамента развития рынков беспилотных автономных систем АО "Корпорации "Синергия", в ходе круглого стола. Также он отметил: "То, что мы обсуждаем в импортозамещении, должно коррелировать с международной повесткой или хотя бы с общероссийской, с теми целями, которые там заявлены. Эти цели нужно видеть и понимать. Рассуждать про аналитику, серверы, ПО в отрыве от базовых целей - это заблудиться напрочь". На примере индустрии БПЛА Владимир Маркин показал, что глобальная индустрия "беспилота" растет многократно быстрее, чем все то, что есть на российском рынке. По его мнению, в РФ в этой сфере отсутствует стратегическое макроэкономическое видение: в частности, если речь заходит о подготовке кадров, то обязательно для номинальной потребности - операторов дронов, тогда как через несколько лет все управление беспилотниками будет иным. Регионам, по мнению Владимира Маркина, нужны маркетологи и экономисты - те, кто "проращивает" инициативы в региональные бюджеты.

Показательным маркером оживления рыночного интереса к высокотехнологичному отечественному изделию стало бы массовое потребление на открытом, частном рынке, а не только за счет возможностей госзаказа. Но говоря об этом простом и понятном экономическом правиле, нельзя не учитывать, что экономика России все больше огосударствляется и роль массового рынка становится призрачной. А в это время все аналитики и профессионалы отрасли неустанно свидетельствуют, что без конкуренции развития не получится. Свидетельствовать получается, но год от года реальных примеров наращивания конкурентной среды никто не приводит. Особняком, возможно, стоят продукты в сфере инфобеза. При этом всем мало-мальски посвященным в историю вопроса гражданам понятно: решения компаний, "имен которых мы уже не называем", единичны, так как выживают сильнейшие, и даже если учитывать вендоров из Китая, списки будут краткими. При этом если посмотреть по классам ПО на аналоги из российского реестра, то там по каждому направлению их десятки, причем подавляющее большинство их разработчиков претендуют только на российский рынок, емкость которого несоизмеримо меньше мирового. Количество производителей отечественных серверов исчисляется двузначными цифрами, что вроде бы говорит о сильной конкуренции, но еще несколько лет назад корпоративные и государственные заказчики обходились не более чем пятеркой мировых вендоров.

Руководитель группы региональных продаж ООО "Ф-плюс оборудование и разработки" Владислав Микшевич высказался о технологическом суверенитете так: "Суверенитет - это владение ключевой технологией. А ключевая технология в любом ИТ-оборудовании - это его микроэлектронная часть. У нас по-прежнему нет отечественных процессоров. Мы ограничены в средствах производства и ждем, когда появится элементная база, из кубиков которой начнем собирать экосистему. 100%-ной локализации мы не добьемся. Провода пусть делает кто угодно, а технологии хорошо бы удерживать".

Руководитель группы региональных продаж ООО "Ф-плюс оборудование и разработки" Владислав Микшевич: "Раньше я следил за прыгающим курсом валют, теперь наблюдаю за таким же подвижным реестром российского ПО"Руководитель группы региональных продаж ООО "Ф-плюс оборудование и разработки" Владислав Микшевич: "Раньше я следил за прыгающим курсом валют, теперь наблюдаю за таким же подвижным реестром российского ПО"

Нужны электронщики, а не только программисты

Еще одним камнем преткновения стал рост цен на ИТ-продукты, причем в первую очередь на те самые, российские. Собравшиеся в Югре эксперты объяснили это, впрочем, как и раньше, узким рынком сбыта для российского производителя и слишком малым сроком испытания продуктов в рыночных условиях и короткой историей применения. Иностранные аналоги прошли более длинный путь эволюции, сбора обратной связи и имеют больший тираж, что безусловно позволяет им не только развиваться, но и формировать более привлекательную стоимость. Инвестиции в наукоемкое производство в России только начинаются, и цена на выпускаемые компоненты в этих условиях ожидаемо выше. Более того, отмечается даже удешевление продукции некоторых брендов из недружественных стран. Секрет может быть в том, что мировой вендор уже не несет дополнительных издержек, связанных с сервисной поддержкой, обновлением, обучением, поэтому штучные закупки по параллельному импорту даже менее затратные, чем были ранее, когда дистрибуция осуществлялась с территории РФ.

Вопрос ценообразования на ИТ-продукцию также оказался в поле зрения у GR-директора АО "ИнфоВотч" Олеси Сафоновой: "В 2023-2024 гг. мы столкнулись с замедлением темпов государственной финансовой поддержки. Раньше Минпромторг РФ давал хорошую субсидию на создание высокотехнологического задела, а в прошлом году перестал, да еще и ключевая ставка высокая, отсюда и рост цен. Сейчас в области поддержки наметился крен на крупные, особо значимые проекты - это гранты для заказчиков, корпораций, которые сформулируют запрос на разработку. Ожидаем новую волну грантов". Коснулась Олеся Сафонова и темы возможного возвращения иностранных брендов, указав на неизбежность заградительных мер для них, в первую очередь в сфере ИТ-разработок для объектов критической инфраструктуры и там, "где у нас получается".

Впрочем, если опираться на слова президента России, сказанные в мае 2025 г. об иностранных ИТ-компаниях ("Надо их душить. Говорю без всякого стеснения. Потому что они нас пытаются душить, надо отвечать им взаимностью. Мы никого не выгоняли, никому не мешали"), то встречный удар заслужили не только вендоры, обслуживающие сектор чувствительной инфраструктуры.

Один из примеров точечного развития и выбора приоритетов там, "где у нас получается", привел спикер корпорации "Синергия": Китай делает в разы больше БПЛА и за счет тиража может снижать затраты, создавая продукт экономичней, чем в России. Но по тяжелым беспилотникам вертолетного типа, по его мнению, у китайцев компетенции нет: это сильная сторона российской промышленности - значит, тут и стоит сделать рыночный акцент.

"Почта России" планирует в 2025 году выйти на 50%-ю долю цифровой и гибридной корреспонденции, чтобы сократить объем бумажных писем, количество которых достигает 1,3 млрд в год"Почта России" планирует в 2025 году выйти на 50%-ю долю цифровой и гибридной корреспонденции, чтобы сократить объем бумажных писем, количество которых достигает 1,3 млрд в год

В то же время говоря о рынке перевозок на большие расстояния, директор дивизиона "Урал-Сибирь" АО "Почта России" Наталья Алемасова пожаловалась, что только на Ямале на перевозку почты вертолетами предприятие потратило в 2024 г. 48 млн руб. (собственных вертолетов у "Почты России" нет). Если с помощью беспилотного транспорта удастся снизить эти издержи, то госкомпания с радостью будет его применять, но проведенные эксперименты показали, что доставлять тонны грузов в точку назначения и главное - в обратном направлении, обеспечивая снижение себестоимости, беспилотные системы пока не способны.

"Есть территории, где мы тратим существенные деньги на перевозку. Филиалы "Почты России" в Югре и Ямало-Ненецком автономном округе всегда были убыточными. В отличие от Центральной России, где расстояния малы, здесь прибыли у нас нет", - заключила Наталья Алемасова.

Инфраструктура будет поспевать за вызовами, или наоборот

Быстрые эффекты находятся в центре внимания и другого принципа экономической политики РФ, так и названного "Опережающее развитие инфраструктуры", а в частности - развития инфраструктуры связи. Отвечая на вопрос, правильно ли выбраны приоритеты и мероприятия стратегии развития связи, а также направления финансирования, начальник управления по работе с конечными клиентами АО "Газпром космические системы" Юлия Бабкина сказала: "На концептуальном и национальном уровне должно быть принято, что нужно использовать то, что есть, а не пиарить то, чего еще нет. Я с большим уважением отношусь к тому, что делают компании в области новых технологий, но геостационарная спутниковая связь - это база. Вы же не отправите в тундру скорую помощь на электромобиле, потому что, если он разрядится, с ним уже ничего не сделаешь. Спасать людей туда поедет, скорее всего, наша обычная "буханка". Со спутниковыми коммуникациями - то же самое, геостационарная связь - это основа, которой можно закрыть все насущные задачи и не ждать, что когда-то появится новая технология. Наши спутники покрывают 100% территории России. Нет ни одного участка, где мы не смогли бы предоставить интернет или связь, будь то корпоративному пользователю или физическому лицу".

План вывода на орбиту новых спутников, под который уже определены исполнители, также не остался без комментария Юлии Бабкиной: "Это должно быть, так как есть и в других странах, но нельзя в связи с этим отрицать геостационар. Он более надежен. Как поведут себя эти новые технологии на этих тысячах спутников в определенных частях нашей страны, неизвестно. Какой объем пропускной способности она даст в конкретной точке, для нашего неоднородного климата и плотности заселения".

Юлия Бабкина отметила, что остается проблема в области телеком-оборудования. "Пока развитие сетей спутниковой связи касается только SCPC-каналов (технология организации каналов связи между двумя спутниковыми станциями по принципу "точка-точка" - прим. ComNews). Это каменный век по сравнению с тем, что ждут от нас пользователи. SCPC-каналы используют огромный объем спутникового ресурса, это дорого. В прямом канале не проблема дать высокую скорость, проблема обеспечить ее в обратном канале. Такой протокол в России пока не разработан. У нас нет отечественного производства ускорителей, которые дают возможность в обратном канале предоставлять высокие скорости, поэтому нет и конечного оборудования российского производства. Если взять, к примеру, компании в Америке или Канаде, они получили этот протокол быстрой передачи данных в обратном канале от военных, которые всегда делились технологиями с гражданским рынком. Даже у китайцев нет подобного оборудования собственного производства".

Тему перспективности российских разработок и инвестиций затронул директор филиала ПАО "МТС" в ХМАО Евгений Торгашин. "Можно признать, что имеющаяся инфраструктура в целом соответствует запросу общества и абонентов, - отметил он. - Другое дело, что эти запросы и требования с каждым годом расширяются, ужесточаются. Буквально 20 лет назад мобильная передача данных по технологии EDGE была нормальной, а сейчас если у пользователя скорость скачивания меньше 50 Мбит/с, для него это уже проблема. Поэтому в ближайшие 10-20 лет новый скачок точно произойдет, но я уверен, что инфраструктура связи в нашей стране будет поспевать за этими вызовами".

Евгению Торгашину пришлось ответить за всех операторов "большой четверки" на неудобный вопрос о том, почему с 2014 г., когда появилось первое государственное поручение обеспечить покрытие мобильной связью автодорог страны, эта задача пока так и не завершена. Он объяснил это тем, что даже вдоль федеральных автомобильных дорог в РФ не везде есть электропитание. Евгений Торгашин считает, что обеспечить охват всех федеральных трасс сотовыми сетями (в частности, стандарта LTE) можно, если каждый оператор возьмется за обеспечение связью определенного количества населенных пунктов.

Такой подход может решить задачу: как следует из решения Госкомиссии по радиочастотам от 2 августа 2021 г., для охвата федеральных автодорог сетями LTE сотовые компании могут совместно использовать инфраструктуру и радиочастотный спектр (RAN sharing и Spectrum sharing), роуминг между собой, а также бизнес-модель виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи (MVNO).

https://www.comnews.ru/content/239767/2025-06-23/2025-w26/1002/lyubye-d…

Новости из связанных рубрик