Максим Семенихин: "Грандиозное преимущество Open Source состоит в том, что это мировое сообщество, где побеждает лучшая идея"
17.08.2017

Прозрачность, качество и доступность продуктов с открытым исходным кодом с каждым годом привлекает к ним все больше заказчиков, в том числе из таких консервативных секторов, как государственный. Региональный менеджер Red Hat в России и СНГ Максим Семенихин рассказал редактору журнала "Стандарт" Ксении Прудниковой, за счет чего компания планирует занять достойное место на отечественном рынке.

- В начале текущего года вы заняли пост регионального менеджера Red Hat в России и странах СНГ. Какие задачи стоят перед вами?

- На самом деле я присоединился к команде Red Hat еще в сентябре 2016 года, но официально о моем назначении компания объявила только в середине января.
Задачи, которые стоят передо мной на этом посту, можно разделить на краткосрочные (в перспективе одного финансового года) и долгосрочные. Моя стратегическая цель - ​сделать так, чтобы компания заняла на местном рынке то положение, которое заслуживает. Red Hat является признанным мировым лидером в области разработки корпоративных ИТ-продуктов и услуг на базе ПО с открытым кодом. Это подтверждается и объемом выручки, которая по итогам 2017 финансового года составила $2,4 млрд, и широтой продуктовой линейки. При этом позиции компании в России пока довольно скромны, хотя мы присутствуем здесь с 2011 года. Поэтому мне хочется донести до заказчиков тот потенциал и сделать очевидными те выгоды, которые наши решения дают бизнесу. Это долгосрочная задача номер один.

Что касается краткосрочной перспективы, настраиваем работу команды и представительства в целом. Мы также фокусируемся на развитии бизнеса - ​в частности, налаживаем более плотное взаимодействие с определенным кругом заказчиков из вертикальных отраслей (таких, как финансовая и телекоммуникационная), а также с представителями так называемого крупного корпоративного сегмента - ​предприятий с государственным участием, авиаперевозчиков и нефтегазовых компаний.

Относительно продуктовой политики, портфель Red Hat настолько широк и разнообразен, что заниматься продвижением одновременно всех решений на российском рынке сложно и экономически не вполне оправдано. Поэтому в 2017 году мы сконцентрировались на нескольких продуктах, по которым наши специалисты готовы предоставить глубокую технологическую локальную экспертизу. При этом речь не идет о локализации решений - ​такой практики у компании нет нигде в мире.

- Сколько сотрудников в представительстве? Что входит в зону их ответственности?

- У нас в штате 16 специалистов и мы планируем расширять его под бизнес-потребности. Коммерческую деятельность представительство Red Hat не ведет, осуществляя продажи через партнерскую сеть. Поэтому весь внутренний персонал в первую очередь помогает партнерам продвигать решения Red Hat на российском рынке.

- Каковы показатели роста компании и доля России в них?

- Показатели компании ежегодно растут. Так, за 2017 финансовый год выручка от подписок на ПО составила $2,1 млрд (это превышает показатели прошлого года на 18 %), а доля доходов от подписок в выручке составила 89 %. Рост общей выручки - ​17 %, при этом в России этот показатель - ​15,5 %. Так что рост равномерный, и говорить об отставании России в этом плане не приходится. Важно, что компания растет во всем мире ежегодно и ежеквартально.

- Верно ли, что основные доходы Red Hat получает от оказания услуг технической поддержки, а не от продажи лицензий?

- Наша коммерческая модель базируется на продаже подписки, при покупке которой заказчик получает право использовать продукт без каких-либо лицензионных отчислений, вместе с технической поддержкой, юридическим сопровождением и рядом других услуг. Также наши клиенты получают доступ к порталу Red Hat Customer, содержащему практическую информацию о планировании, развертывании, сопровождении и оптимизации ИТ-инфраструктур, видеопрезентации экспертов, технические описания, базы знаний, методологические наработки и многое другое.

Второй принципиальный момент заключается в том, что в основе всех продуктов Red Hat заложено открытое ПО. Даже те разработки, права на которые получены в результате поглощения других компаний, мы перерабатываем, делаем код открытым и продаем по подписке. Многим заказчикам наша модель позволяет перевести расходы на программное обеспечение из категории капитальных затрат в разряд операционных.

Такой универсальный подход по всем продуктам гарантирует гибкость, прозрачность и отсутствие жесткой привязки к одному разработчику, и это по достоинству оценили наши заказчики.

- В России Red Hat работает через двух дистрибьюторов и партнерскую сеть. Планируете ли увеличивать количество дистрибьюторов и партнеров?

- Компании "Аксофт" и "МОНТ дистрибуция" являются нашими проверенными партнерами на протяжении многих лет, и пока необходимости в привлечении новых нет. Но мы открыты к сотрудничеству и интересным предложениям со стороны дистрибьюторов.

В России и СНГ работает партнерская сеть Red Hat, насчитывающая несколько десятков компаний. Преимущество такой модели взаимодействия заключается в том, что партнеры могут фокусироваться на различных продуктах и сегментах рынка.

- Какие продукты Red Hat пользуются наибольшей популярностью в России?

- В первую очередь это, конечно же, операционная система на базе открытого ПО Red Hat Enterprise Linux, преимуществами которой являются многофункциональность, стабильность и высокая производительность. Развертывать ОС можно как в физических, так и в виртуальных средах: публичных, частных и гибридных облаках. Все это делает наш продукт универсальным для применения в корпоративных инфраструктурах любых размеров и сложности. Широкое распространение получила и платформа Red Hat Satellite, которая позволяет управлять системами Enterprise Linux в разных средах.

Также спросом пользуется Red Hat Virtualization - ​отличная альтернатива распространенным проприетарным платформам виртуализации.

И наконец, стоит упомянуть набирающую популярность открытую программно-определяемую платформу для хранения неструктурированных данных в физических и виртуальных средах Red Hat Gluster Storage, решение для управления гибридным облаком Red Hat CloudForms и продукт класса PaaS - ​Red Hat OpenShift, позволяющий управлять приложениями и являющийся практической реализацией концепции DevOps.

- Чем вы объясняете интерес именно к этим разработкам?

- В России, как и во всем мире, наблюдается переход к более широкому применению облаков - ​в первую очередь, гибридных. Именно гибридные облака позволяют бизнесу эффективно распределять нагрузку на ИТ-инфраструктуру, дают высокую степень свободы и гибкости в управлении затратами. Очевидно, что это наиболее взвешенный подход, и поэтому в ближайшей перспективе не следует ожидать повсеместного перехода в публичное облако. Так же как компании не хотят попадать в зависимость от одного вендора, они не желают оказаться зависимыми от общедоступной виртуальной среды (public cloud lock-in).

Этим и объясняется популярность нашего продукта Red Hat CloudForms, позволяющего управлять различными платформами виртуализации и любой комбинацией облаков.

- В свете принятого в стране курса на импортозамещение делает ли Red Hat ставку на уникальность продуктов или планирует развивать партнерство с локальными игроками?

- Мы выбрали стратегию конкурентной кооперации, при которой сотрудничество с любой компанией не исключает соперничества с ней же. И это относится не только к российскому рынку – ​это глобальный подход Red Hat. Грандиозное преимущество Open Source состоит в том, что это мировое сообщество, где побеждает лучшая идея. Таким образом, оно находится вне политики.

Red Hat занимает уникальное положение в отрасли. В работе мы руководствуемся принципами инновационности и скорости разработки, характерными для Open Source. При этом мы тестируем и сертифицируем продукты, а также устраняем все недочеты так, как это делают разработчики проприетарных решений. В результате мы создаем продукты корпоративного класса с открытым кодом и минимальной стоимостью владения, причем они отличаются повышенной прозрачностью, отсутствием скрытых возможностей и уязвимостей. Данная комбинация привлекает к нам все больше заказчиков из госсектора, в том числе из закрытых ведомств. Также нас выбирают компании, для которых важна надежность критических бизнес-приложений: авиаперевозчики, биржи, медицинские учреждения.

Хотелось бы отметить, что государственный и медицинский сектора, на наш взгляд, являются наиболее активными потребителями инновационных ИТ-решений. В мире наши продукты с открытым кодом используют в том числе оборонные ведомства и специальные службы. И хотя в России этот тренд не так очевиден, для нас это направление с хорошим потенциалом. Если еще пять лет назад представителям данных секторов нужно было объяснять, что такое Open Source и пропагандировать его, то теперь преимущества и выгоды всем очевидны.

- Доступная стоимость владения продуктами с открытым кодом должна привлекать также представителей среднего и малого бизнеса. Как строятся ваши отношения с ними?

- Запрос со стороны СМБ-сегмента есть. Его представители уже оценили преимущества наших базовых решений и подписной модели. Немаловажным фактором является и низкий порог входа в экосистему Open Source с продуктами Red Hat. Партнеры компании поддерживают данный подход, не ограничиваясь сотрудничеством исключительно с крупными корпорациями. Мы готовы работать со всеми - ​от физических лиц до компаний из списка Fortune 500, более 96 % которых уже являются клиентами Red Hat.