© ComNews
05.10.2017

ПАО "Ростелеком" и страховая компания Allianz подписали соглашение о сотрудничестве для реализации и продвижения услуг страхования от киберугроз. В "Ростелекоме" отметили, что оператор и Allianz будут обмениваться информацией в сфере кибербезопасности, а также создадут рабочие группы для координации активностей по продвижению услуг в сфере страхования от киберугроз. Представители обеих компаний считают, что услуги могут быть интересны для клиентов всех уровней - государственных заказчиков, крупных компаний, а также для малого и среднего бизнеса.

Как уточнил корреспонденту ComNews заместитель директора департамента страхования финансовых линий Allianz Вадим Михневич, продвижение услуг киберстрахования планируется на совместной основе с "Ростелекомом". "В перечень основных угроз, от которых защищает этот продукт, входит раскрытие и компрометация персональных данных, расходы на привлечение ИT-специалистов, ликвидация последствий хакерских атак, а также компенсация перерыва в производстве из-за ИT-инцидентов - DDoS-атак, технических сбоев, человеческих ошибок", - уточнил Вадим Михневич.

В "Ростелекоме" и Allianz отметили, что услуги предназначены для клиентов всех уровней - государственных заказчиков, крупных компаний, а также для малого и среднего бизнеса. Для выполнения соглашения компании будут обмениваться информацией в сфере кибербезопасности, а также создадут рабочие группы для координации активностей по продвижению услуг в сфере страхования от киберугроз.

О том, что "Ростелеком" планирует запустить для компаний и госорганов услугу по страхованию рисков киберответственности по DDoS-атакам, оператор сообщал в начале лета этого года (см. новость ComNews от 1 июня 2017 г.). В "Ростелекоме" отмечали, что партнерами оператора по этому проекту будут страховые компании AIG и Allianz. В дальнейшем "Ростелеком" намерен начать предоставлять аналогичные услуги страхования и по другим видам кибератак.

В пресс-службе "Ростелекома" корреспонденту ComNews вчера не уточнили, как продвигаются переговоры оператора с компанией AIG.

Представитель "Ростелекома" отметил, что оператор фиксирует рост спроса на услуги в сфере информационной безопасности (ИБ): все чаще корпоративные клиенты из различных отраслей приобретают сервисы ИБ наряду с традиционными телекоммуникационными услугами.

"Ростелеком" предоставляет услуги хранения и передачи данных крупным корпоративным клиентам и госзаказчикам, которые предъявляют повышенные требования к ИБ. Благодаря этому компания обладает большой экспертизой в области ИБ, опираясь на которую, я могу сказать, что объем ущерба от кибератак в коммерческом секторе растет с каждым годом, а для компаний малого и среднего бизнеса даже одна успешная атака может стать "смертельной". Учитывая эти факторы, разработка механизмов страхования от киберугроз является своевременной и необходимой мерой противодействия преступлениям в сфере ИБ", - прокомментировал вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами "Ростелекома" Валерий Ермаков.

Как заметил Вадим Михневич, после распространения вирусов WannaCry и Petya Allianz зафиксирован рост спроса на услуги страхования от киберугроз. "Многие компании, столкнувшиеся с кибермошенниками, поняли, что траты на этот вид страхования более чем обоснованны. Помимо компаний, деятельность которых напрямую привязана к Сети, большой популярностью страхование от киберрисков пользуется среди компаний, которые ведут деятельность в производственном или индустриальном сегменте - там, где многие процессы автоматизированы и есть риск перерыва в деятельности по причине ИT-инцидентов. Банки и финансовые институты также нередко приобретают полисы страхования от киберугроз, поскольку работают с большим объемом персональных данных", - сказал Вадим Михневич.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о стоимости услуг страхования от киберугроз, он отметил, что для российского рынка наибольшую ценность представляет собой секция по перерыву в деятельности, соответственно, эта часть страхования является самой дорогостоящей. "Обычно покрытие формируется индивидуально под клиента, в зависимости от рода деятельности и потенциальных угроз. Сейчас рынок страхования киберрисков в России только начинает развиваться, поэтому у сотрудничества компаний Allianz и "Ростелеком" большие перспективы и возможности", - отметил Вадим Михневич.

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") корреспонденту ComNews вчера сказали, что оператор пока не планирует предоставлять услуги по страхованию клиентов от киберугроз. "На данный момент Tele2 использует экономически обоснованные антифродовые решения и ведет активную работу, позволяющую противодействовать телекоммуникационному мошенничеству", - добавили в компании.

Представители "большой тройки" вчера воздержались от комментариев по данной теме.

Напомним, что в сентябре этого года ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и компания Group-IB, специализирующаяся на решениях по раннему выявлению киберугроз, подписали соглашение о сотрудничестве в области предотвращения компьютерных преступлений и расследования инцидентов, а также защиты МТС и ее клиентов в интернет-пространстве. Конечной целью совместных проектов компаний является повышение общего уровня информационной безопасности в России (см. новость ComNews от 6 сентября 2017 г.).

Кроме того, как ранее сообщал ComNews, МТС до конца текущего года планирует выйти на рынок услуг информационной безопасности для продажи сторонним заказчикам коммерческих сервисов по противодействию киберугрозам. МТС считает это логичным шагом в трансформации из телеком-оператора в ИТ-компанию (см. новость ComNews от 22 мая 2017 г.).

В пресс-службе ПАО "МегаФон" ранее отмечали, что в будущем вес угроз, приходящих из Сети, будет только расти. "Безусловно, мы это хорошо понимаем и уже работаем с ведущими мировыми поставщиками решений в области защиты от киберугроз. Благодаря отлаженной работе, недавняя атака вируса-вымогателя Petya не причинила инфраструктуре "МегаФона" никакого вреда", - отмечала руководитель пресс-службы оператора Юлия Дорохина.

По оценкам финансового аналитика группы компаний "Финам" Леонида Делицына, объем российского рынка страхования от киберугроз сейчас не превышает 700-900 млн руб. "Драйверами его роста выступает желание компаний сэкономить на ИТ-расходах за счет облачного хранения и облачной обработки данных. Поскольку данные поступают в облака через компьютерные сети, которые порождают порядка 80% всех киберугроз, вместе с услугами данных приходится приобретать и услуги безопасности", - заметил эксперт.

Леонид Делицын считает, что страховать бизнес от киберугроз придется всем, чьи данные в той или иной степени представляют интеллектуальную собственность, поэтому соответствующий рынок может расти на 30-40% в год до достижения объема в 4-5 млрд руб. в течение пяти лет. По данным аналитика, это по-прежнему будет составлять менее 1% объема российского страхового рынка, но этот сегмент - один из самых быстрорастущих.

При этом, как отметил Леонид Делицын, операторы связи имеют возможность повлиять на решение клиента, предложив ему услугу страхования именно в тот момент, когда клиент рассчитывает свои затраты на ИТ. Банки не имеют возможности обратиться к клиенту в этот момент.

Напомним, что в сентябре "Ростелеком" и компания Digital Security, специализирующаяся на анализе защищенности систем и исследованиях в области ИБ, подписали соглашение о сотрудничестве в области обеспечения ИБ. Компании планируют совместную работу в области анализа состояния информационной безопасности, обмена данными, технологиями и опытом в этой сфере (см. новость ComNews от 29 сентября 2017 г.).

Как ранее отмечали в "Ростелекоме", противодействие киберугрозам и наращивание компетенций в области ИБ является одним из основных пунктов стратегии развитии оператора, направленной на реализацию программы "Цифровая экономика". Переход к новой модели цифровой экономики, утвержденной программой правительства РФ, связан с увеличением количества цифровизованных производств и целых отраслей, что неизбежно повышает риски кибератак и спрос на услуги ИБ.

По оценке Allianz, мировой оборот рынка страхования от киберрисков составляет $2,5 млрд. Российский рынок сейчас только находится на этапе развития, но интерес со стороны клиентов говорит о большом потенциале роста.