Ольга Дубравицкая
Владислав Новый
28.05.2018

"Обувь России" в числе первых российских ритейлеров начала использовать технологию блокчейна. Цель — защитить данные покупателей, приобретающих товары в кредит. С учетом высоких затрат, которые влечет использование новой технологии, применять ее в ритейле было бы оправданнее для контроля за оборотом товаров, полагают эксперты.

О том, что ГК "Обувь России" приступила к внедрению блокчейна в свои IT-системы для обеспечения сохранности данных покупателей, пользующихся услугой рассрочки платежа на покупку, "Ъ" рассказал IT-директор группы Дмитрий Карпенко. По его словам, технология будет применяться также во входящей в структуру компании микрофинансовой организации. Все сведения по их договорам и трансакциям будут шифроваться и храниться в трех центрах обработки данных — в Новосибирске, Хабаровске и Москве. Разработка адаптирована под IT-системы группы и интегрирована с ERP-системой, построенной на базе 1С. "Мы не использовали внешние платформы",— отметил господин Карпенко.

По данным "Обуви России", за 2017 год объем ее услуг по рассрочке платежа увеличился на 20,7% — до 3,24 млрд руб., рост портфеля по денежным займам в том же году составил 11,9% — 1,45 млрд руб.

ГК "Обувь России" основана в 2003 году в Новосибирске. Управляет 584 магазинами под брендами Westfalika, "Пешеход", Rossita, Emilia Estra и Lisette. В октябре 2017 года провела IPO на Московской бирже. Выручка в 2017 году составила 10,801 млрд руб., чистая прибыль — 1,31 млрд руб., EBITDA — 2,74 млрд руб. Основной владелец сети — Антон Титов с 43,95%. Среди других акционеров компании Михаил Прохоров с долей 15,62% и Prosperity Capital Management — 6,61%.

Применение блокчейна в розничной торговле только начинается, пик инвестиций произойдет в ближайшие пять лет, прогнозирует директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Арсений Щельцин. По его словам, технология может использоваться для отслеживания происхождения товаров и сокращения количества контрафакта. Но, отмечает эксперт, применение блокчейна для защиты данных представляется избыточным, так как в России стандарты безопасности в этой области и так довольно высокие. Блокчейн же может требовать существенных затрат: даже если в разработку не было вложено значимой суммы, пользоваться технологией дорого, так как нужно нанимать дополнительных сотрудников, инвестировать в оборудование.

В ритейле достаточно много стандартных повторяющихся операций, поэтому внедрение технологий на основе блокчейна позволяет повысить эффективность процессов, говорит представитель "М.Видео" Валерия Андреева.

Она напоминает, что компания первой в России с помощью блокчейна автоматизировала сверку отгрузочной документации, что раньше осуществлялось вручную. Благодаря этому "М.Видео" удалось устранить риски потери конфиденциальности и мошенничества, сократить операционные расходы, повысить скорость и удобство факторинговых платежей.

По словам Дмитрия Карпенко, кроме внедрения блокчейна "Обувь России" прорабатывает также идею создания собственной криптовалюты. Он утверждает, что технически компания готова к этому: в системе уже заложены механизмы генерации криптовалюты и ее начисления на карточки вместе с бонусами покупателям. Но прежде чем начать реализацию этого проекта, "Обувь России" хочет дождаться позиции государства в отношении криптовалют.