Станислав Шатов, технический директор представительства в Северо-Западном регионе ООО "АДВ Консалтинг"
25.06.2018

Технический директор представительства "АДВ Консалтинг" в Северо-Западном регионе Станислав Шатов рассказал о том, зачем оператору связи внедрять SD-WAN решения.

Вступление

Оператор связи предоставляет телекоммуникационные услуги: он не продает воплощенную в программном обеспечении или оборудовании телекоммуникационную технологию, а предоставляет услуги связи с гарантированным уровнем качества. Оператор эксплуатирует программно-аппаратные комплексы для реализации услуг, услуги учитываются в биллинговых системах, выставляются счета и контролируется их оплата.

Набор услуг (не технологий) для операторов связи весьма ограничен и определяется лицензиями оператора связи. В поисках ответа на вопрос, зачем оператору связи та или иная технология, нужно определиться с тем, какую услугу будет предоставлять оператор связи, насколько данная услуга отвечает интересам, как потенциальных заказчиков, так и самого оператора связи, чем ограничен круг потенциальных заказчиков и т.п.

Мы также понимаем, что в инновационной области деятельности в основном не спрос определяет предложение. Как раз наоборот, предложение формирует спрос, а грамотное предложение при этом способно сформировать новую категорию товара и обеспечить спрос. Таким образом, бесполезно спрашивать потенциальных клиентов о том, какая услуга им нужна, если вы собираетесь изменить представления об услуге или товаре.

Техническая сторона вопроса в применении к услугам оператора связи

Оператор связи часто предоставляет корпоративным клиентам услугу передачи данных для объединения географически разнесенных офисов заказчика в единую корпоративную сеть. В основном такая услуга предоставляется не через выделенные каналы, а как услуга виртуальных частных сетей через сеть передачи данных на основе IP/MPLS (VPN L2/L3 сервисы). Такого рода услуга весьма привлекательна и стабильна, но имеет технологические ограничения ввиду географической ограниченности сети оператора связи и высокой стоимости в пересчете на количество точек подключения из-за необходимости организации последних миль (прокладки волоконно-оптического кабеля от точек присутствия оператора, аренды сторонних ресурсов и так далее). В VPN L2/L3 реализации есть иллюзия полного контроля услуги на всем жизненном цикле, но эта иллюзия рано или поздно упирается в необходимость взять в аренду сервис передачи данных у стороннего оператора связи для обеспечения целостности услуги и соблюдения удобного для клиента оператора принципа "одного окна". 

Россия занимает хорошие позиции по качеству и стоимости услуги "Доступ в Интернет".  Что касается, охвата потребителей услугой "Доступ в Интернет", то нужно помнить, что кроме проводных сервисов, например, сети ШПД, есть и беспроводный доступ в Интернет, в первую очередь, мобильные сети связи четвертого поколения. Сеть Интернет воспринимается компаниями и отдельными сотрудниками (в том числе системными администраторами) не только как набор привычных сервисов (DNS, www, e-mail, torrent и т.п.), но и как транспортная инфраструктура сети передачи данных общего пользования. При желании системный администратор может реализовать наложенную корпоративную сеть передачи данных, оплачивая оператору только доступ в Интернет (например, реализация на основе приобретаемых и обслуживаемых клиентом криптошлюзов). Таким образом, многим компаниям уже некоторое время нет необходимости общаться с оператором связи в части услуг передачи данных. Им достаточно оплачивать услугу доступа в Интернет по плоскому тарифу.

Многие считают, что технология SD-WAN приведет к сокращению (каннибализму) более дорогостоящих услуг на основе "чистого" VPN L2/L3. Таким образом, на их взгляд, технология SD-WAN не выгодна оператору связи. Так ли это? Если продолжить цепочку начатых рассуждений, окажется, что при отказе от внедрения SD-WAN, оператор связи уже сейчас несёт потери, т.к. продает не услуги передачи данных по объединению офисов для возрастающего числа клиентов, а только недорогой доступ в Интернет. Фактически оператор отказывается от возможности повторно использовать инфраструктуру доступа в Интернет для дополнительной услуги на базе SD-WAN, а также от ускорения возврата инвестиций в инфраструктуру. Кроме того, в части строгого следования концепции VPN L2/L3 сервисов (IP/MPLS до эпохи интеграции c SDN решениями) оператор связи может нести дополнительные издержки на организацию "последней мили" через технические средства (сети передачи данных) сторонних провайдеров, а именно операторов бизнес-центров, ШПД и проч. Таким образом, с одной стороны, оператор уже имеет недополученные средства от продажи услуг в случае, если потенциальная услуга реализуется клиентом самостоятельно. С другой стороны, появляются дополнительные финансовые обязательства перед сторонними операторами в виде аренды сторонних ресурсов.

Что касается каннибализма сервисов, то на практике выявляется скорее не каннибализм, а рационализм, то есть рациональное отношение к способу организации услуги. При этом появляется дополнительный элемент для создания оператором составного сервиса передачи данных в зависимости от возможностей и потребностей конкретного заказчика. В данной концепции SD-WAN существует как самостоятельно, так и в совокупности с классическими IP/MPLS сервисами. Кроме того, SD-WAN может включать составляющую коммерческого центра обработки данных оператора связи. Здесь возникает вопрос автоматизации и развития IT составляющей как части инфраструктуры или систем для предоставления услуг оператора связи.

SD-WAN технология может помочь оператору привлечь и удержать клиентов

Вспомним об истории SDN решений в рамках автоматизации настройки сетевого сервиса в распределенных дата центрах. Одна из идей состоит в том, что сам персонал дата центров становится сторонником внедрения SDN. Смысл в том, чтобы показать путь, как уйти от позиций защиты существующего объема работ, а именно настройки сетевой инфраструктуры, и перейти к позиции развития компетенции, знаний и навыков в части IT-составляющей дата центра в целом. Идея внедрения SD-WAN исходит от системного интегратора или производителя оборудования и в рамках озвученного тезиса (заинтересованности инженеров заказчика в развертывании нового решения) могут возникнуть неправильные ассоциации. Уточним, что эту концепцию предлагается применять не в сторону инженеров передачи данных оператора связи, но в сторону системных администраторов корпоративных клиентов операторов связи. Таким образом, персонал корпоративных клиентов становится союзником в части поддержки перехода от самостоятельной реализации наложенной сети передачи данных к получению услуги от оператора связи.

Автоматизация меняет представление об услуге объединения офисов в корпоративную сеть передачи данных. Кроме наиболее простых и понятных случаев, кратко описанных выше, технология SD-WAN дает наиболее оптимальный ответ для решения таких задач оператора связи, как например:

  • Необходимость быстрого подключения нового офиса корпоративного клиента в корпоративную сеть передачи данных клиента. Всё, что нужно от клиента оператора связи – это доступ в Интернет и непосредственное подключение оборудования оператора силами сотрудника заказчика, по простейшей инструкции от оператора связи . При этом доставка и вывоз оборудования оператора осуществляется транспортной (почтовой) компанией;
  • Наличие большого количества сотрудников корпоративного клиента в режиме home office (SOHO). Быстрое развертывание множества точек подключения SOHO со своим жизненным циклом и набором ограничений для каждой точки подключения. На старте у SOHO есть только реализованный доступ в Интернет.

Технология SD-WAN может рассматриваться, в том числе, как один из способов реализации всех подключений одного заказчика в рамках услуги передачи данных. Сопутствующие технологии, объединяемые в рамках составного сервиса корпоративной сети передачи данных, могут включать IP/MPLS (VPLS, VPRN, EVPN), vCPE и SDN как часть сетевого сервиса арендуемой клиентом емкости ЦОД. Составной сервис сети передачи данных также может обрастать цепью дополнительных сервисов в рамках процесса обслуживания трафика корпоративного клиента с привлечением ресурсов распределенного коммерческого центра обработки данных оператора связи. В обозначенном контексте меняется и классическое восприятие целевой аудитории услуги передачи данных для оператора связи. Крупные корпоративные клиенты также могут в большей степени сосредоточиться на IT-составляющей, а именно обслуживании программных продуктов, непосредственно связанных с бизнесом компании, и не вовлекать существенные средства в собственную наложенную или выделенную сеть передачи данных – строительство, обслуживание и регулярную модернизацию.    

Внешне простое решение

Решения, внешне простые в восприятии клиентов оператора связи, на самом деле имеют сложную архитектуру. Через организованную оператором связи наложенную сеть передачи данных корпоративный клиент может фактически реализовывать несколько услуг собственными силами. Разделение на услуги в данном ключе связано со специализированными серверами и клиентскими терминалами корпоративного клиента. Пакетный трафик может быть результатом обмена данными как между людьми, так и между автоматизированными системами без непосредственного участия человека. Здесь возникает много вопросов по контролю над процессами в рамках жизненного цикла сервиса и автоматизации контроля как для оператора связи, так и для системных интеграторов и производителей. Но эти вопросы не стоит рассматривать как принципиальное препятствие. Они являются неизбежным следствием развития технологий.

Важно выстроить систему, способную реагировать на нюансы решений для различных корпоративных сетей передачи данных. Корпоративный клиент по-прежнему ожидает корректного обслуживания корпоративного трафика передачи данных, в том числе, со специфической инкапсуляцией (специфической в сравнении с типичным трафиком пакетной сети связи общего пользования). Предоставляемая сеть передачи данных должна адекватно обрабатывать данный трафик. Кроме того, корпоративный клиент может нуждаться в политиках по обслуживанию трафика, отличных от политик, принятых в пакетной сети связи общего пользования. Например, в SD-WAN решении используется балансировка трафика. Возникает вопрос: как будет применяться балансировка с учетом трафика, инкапсулированного на стороне оборудования клиента, с использованием Parallel Redundancy Protocol (PRP, EtherType: 0x88FB)? Еще один пример – это многослойное решение, которое предполагает многоуровневую классификацию пакетного трафика. Если классификация выполняется без учета заинтересованности IT систем его генерирующих или потребляющих, это также может привести к проблемам обслуживания, что возможно не сразу, а только при определенных обстоятельствах окажется в корне неправильно и пагубно для сервиса и отношений между оператором связи и корпоративным клиентом.

Роль системного интегратора

Технология SD-WAN непосредственно связана с системами автоматизации всего жизненного цикла сервисов, включая планирование, реализацию, модернизацию и деактивацию услуг оператора связи. Системы автоматизации и сетевые услуги под их управлением представляют собой конструктор, который требует определенных усилий для успешного внедрения на сети оператора связи, с последующим сопровождением выработанных решений и их развитием. Кроме того, "конструктор" предполагает работу в режиме взаимодействия с продуктами  различных производителей.

Решение комплекса задач по внедрению и сопровождению систем автоматизации оператор связи может возложить на системного интегратора или на собственное специальное подразделение. Такое подразделение придется расширять рабочими группами штатных сотрудников оператора в процессе решения отдельных задач. Организационную и финансовую задачи по обеспечению  ресурсов для внедрения развивающихся систем автоматизации, конечно, предстоит решать самому оператору связи: доверить ли системному интегратору или замкнуть работу внутри собственной компании. В любом случае оператору важно не замкнуться в интересах отдельного подразделения и не начать игнорировать интересы конечных потребителей услуг связи ввиду необходимости упрощения модели предоставления услуг.

Если не оператор связи, то кто

Ассоциативно оператор связи воспринимается как компания не только предоставляющая телекоммуникационные услуги, но и владеющая обширной сетевой инфраструктурой. Степень развития сетевой инфраструктуры накладывает ограничения на возможности оператора связи по продаже услуг конечным потребителям и, в частности, корпоративным клиентам. Но SD-WAN при наличии доступного широкополосного интернета с хорошей связностью между участниками обмена Интернет трафиком несколько ломает данное представление. Услугу может начать продавать компания ранее вообще не заинтересованная в операторской лицензии. Примером таких компаний или новых бизнес единиц на их основе могут стать распределенные площадки для обмена Интернет трафиком и центры обработки данных. Такая услуга будет замкнута в рамках отдельной технологии, хотя и может быть связана с облачными решениями ЦОД. Данное обстоятельство не позволит раскрыть весь потенциал сетевого решения, но лишний раз укоренит представление о классическом операторе связи как о некой доступной или даже дешевой трубе для обмена трафиком. В то время как важные для конечного потребителя сервисы предоставляют иные компании.

Нужна ли технология SD-WAN оператору связи?

Выводы предстоит сделать самим операторам связи. При этом, делая выбор в пользу SD-WAN решений, необходимо провести комплексную оценку применимости и перспективности SD-WAN продуктов различных производителей.