главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
17.09.2018

Первая конференция Организации Объединенных Наций по космическому праву и космической политике состоялась на прошедшей неделе в Москве. Возможно, мировые чиновники от космоса и далее вели бы деятельность неспешно, но грядущие запуски негеостационарных спутниковых группировок, насчитывающих тысячи космических аппаратов, а также интерес бизнеса к добыче полезных ископаемых в космосе вынуждают их к активизации работы. Организаторами конференции стали Управление ООН по вопросам космического пространства и правительство РФ, а принимающей стороной выступила госкорпорация "Роскосмос".

На протяжении более чем полувека космическую деятельность вели исключительно государства, и никому и в голову не могло прийти, что в космос устремится частный капитал, тем более что космическое пространство представлялось объектом исследований, который требует немалых ресурсов, но не приносит прямой коммерческой выгоды.

Однако появление новых технологий, резко удешевляющих доступ в космос, привлекло внимание частных компаний, которые заинтересовались возможностью добычи полезных ископаемых за пределами Земли. Бизнес хочет добывать ценные металлы (прежде всего платину, никель, кобальт, магний) на астероидах и на Луне, а также извлекать их из отслуживших свой срок спутников, навечно погребенных на орбитах захоронения. Недалеко от земной поверхности вращается около 16 тыс. астероидов, богатых полезными ископаемыми. Первой компанией, объявившей об интересе к добыче полезных ископаемых на астероидах (asteroid mining), в 2012 году стала американская Planetary Resources Inc. В январе 2018 года она запустила на индийской ракете PSLV пилотный космический аппарат Arkyd-6, который к концу апреля успешно прошел все тесты и доказал работоспособность технологии Planetary Resources. Теперь эта компания, базирующаяся в Вашингтоне, готовит к запуску в 2020 году на одной ракете сразу серию аппаратов Arkyd-301, чтобы вести геологоразведку и добычу ископаемых сразу на нескольких астероидах.

Вслед за Planetary Resources появился добрый десяток аналогичных частных проектов, среди которых - Deep Space Industries, Moon Express, Kleos Space, TransAstra, Aten Engineering, OffWorld, SpaceFab.US, Asteroid Mining Corporation Ltd. А люксембургская фирма CisLunar Industries намерена добывать драгоценные металлы из мертвых спутников, прямо в космосе переплавлять их в проволоку и там же печатать на 3D-принтере запасные части для действующих космических аппаратов.

Такая активность бизнеса явно встревожила международных космических чиновников, ведь при существующем правовом вакууме частные компании могут без спроса добывать металлы из астероидов или отслуживших свое спутников, а возможно, и не платить налогов с доходов от этой деятельности. Однако уровень дискуссии на первой конференции ООН по космическому праву и космической политике показал, что пока у регуляторов нет не то что согласованных подходов к упорядочиванию коммерческой деятельности в космосе, но даже базового понимания ее сути.

Например, в сессии "Разведка, добыча и использование космических ресурсов" часть панелистов (в том числе бельгиец Филипп де Ман из Лёвенского католического университета и Аннемариеке Кюнцли из МИД Нидерландов) ратовали за оперативное принятие международных документов, которые упорядочат эту деятельность, а другие выступающие (прежде всего Гоую Ванг из Пекинского технологического института и Габриель Свини из Госдепартамента США) призывали не торопиться. Первые приводили аргументы о том, что без регулирования две компании рискуют нацелиться на один и тот же астероид, что приведет к конфликту или аварии, либо после извлечения ценных веществ из астероида он может поменять траекторию и нанести ущерб спутникам или Земле. Их оппоненты говорили, что для начала нужно наработать практику добычи полезных ископаемых в космосе ("там ведь пока никто не бывал", - выдал сенсационный тезис американец Габриель Свини) и лишь потом усаживаться за подготовку нормативных документов. Никакой конкретики не было ни у тех, ни у других.

Столь же общетеоретическая дискуссия возникла в сессии "Содействие ответственному, мирному и безопасному использованию космического пространства" вокруг права на самооборону в космосе. Эта тема стала актуальной после 2013 года, когда Китай в демонстрационных целях успешно поразил ракетой с Земли собственный нефункционирующий спутник. Если верить Пентагону, к 2020 году и Китай, и Россия доведут до ума лазерные противоспутниковые технологии (ASAT). По мнению одних участников сессии московской конференции, специальных документов по самообороне в космосе принимать не нужно, так как статья 51 Устава ООН признает "неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации". Однако другие участники утверждали, что космос является особой средой и механически распространять на нее действие "земных" документов некорректно. В частности, в сфере спутниковой связи распространена проблема радиопомех, которые иногда создает один космический аппарат для другого. Экстраполировав на космос право стран на самооборону, пострадавшая от помех сторона вместо обращения в Радиорегламентарный комитет МСЭ может просто заглушить обидчика ответным радиоизлучением.

Со спокойной тональностью и едва ли не научно-популярной тематикой дискуссий на первой конференции ООН по космическому праву и космической политике резко контрастировали выступления представителей МИД России. Прямо на открытии мероприятия заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков выступил с критикой позиции Соединенных Штатов в космическом регулировании. "Значимость международного регулирования деятельности в космическом пространстве для некоторых стран мала - они упирают на свое внутреннее регулирование, - заявил Сергей Рябков. - Россия - единственная страна, которая в военной доктрине подтвердила необходимость обеспечения безопасности космической деятельности. Увлеченность политикой односторонних действий может нанести ущерб мировой безопасности в космосе". Замминистра иностранных дел России подчеркнул, что по политическим причинам (с подачи США) в июне 2018 года в ООН было прекращено обсуждение "Руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности".

Директор Департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимир Ермаков указал на то, что в мире не существует ни одного документа, который запрещал бы размещение вооружений в космосе. "Мы в России озабочены тем, что некоторые государства не хотят от этого отказываться - а ведь это убийственно для всех, - воскликнул Владимир Ермаков. - В российских доктринальных документах нежелание убирать оружие из космоса рассматривается как одна из угроз национальной безопасности". По его словам, Россия и Китай несколько лет назад подготовили проект юридически обязывающего всеобъемлющего договора, который способен решить проблему оружия в космосе, собрали замечания многих стран и готовы к финальному обсуждению этого документа на любой площадке. "Но США отказываются принимать на себя обязательства по неразмещению оружия в космосе и оказывают колоссальное давление на партнеров по НАТО и других союзников", - посетовал Владимир Ермаков. Однако эти патетические выступления представителей российского МИД не вызывали ни оваций, ни дискуссий.

Понимание того, что может происходить в космосе в ближайшие годы с точки зрения запуска средне- и низкоорбитальных спутниковых группировок из тысяч аппаратов, начала добычи полезных ископаемых из астероидов и космического мусора, а также гонки вооружений, на уровне международного регулирования пока явно находится на начальном этапе. Прогнозы возможных процессов и общие подходы к регулированию отсутствуют, а значит, Управлению ООН по вопросам космического пространства, вслед за первой, предстоит провести еще не одну конференцию по космическому праву и космической политике.