© ComNews
29.01.2019

Обучение программированию необходимо начинать в раннем возрасте. Позднее начало обучения приводит к тому, что необходимые навыки учащиеся 7-8-х классов не получают. Но если обучение начинать в пять лет и продолжать в начальной школе, то дети получают устойчивые навыки. Об этом заявили представители академического сообщества в ходе конференции "Свободное программное обеспечение в высшей школе" (OSEDUCONF).

25-27 января в Институте программных систем Российской академии наук в Переславле Залесском прошла конференция "Свободное программное обеспечение в высшей школе" (OSEDUCONF). Этот форум проходил уже в 14-й раз. Впрочем, темы докладов не исчерпываются высшей школой, а охватывают всю сферу образования, от дошкольного до послевузовского.

Традиционно существенную часть составляли доклады, посвященные обмену опытом во внедрении свободного ПО для решения различных задач, которые стоят перед образовательными учреждениями. Как отметили участники конференции, свободное ПО родилось в академической среде, и тут нет ничего удивительного, особенно если речь идет о подготовке будущих ИТ-специалистов. Открытый код сам по себе является идеальным учебным пособием и позволяет заглянуть "под капот" той или иной системы.

Помимо ПО, на конференции были представлены и аппаратные средства отечественного производства. Открывая форум, генеральный директор компании "Базальт СПО" Алексей Смирнов подчеркнул важность разработок для отечественных платформ "Эльбрус" и "Байкал". В целом же, по мнению Алексея Смирнова, теорему о доказательстве существования российского ПО на базе Linux можно считать доказанной. Лишнее доказательство тому - поставка 40 тыс. ноутбуков с предустановленной Alt Linux для образовательных учреждений Московской области. Алексей Смирнов отметил, что эти компьютеры реально используются, что является важным прецедентом. По его словам, многие до сих пор ссылаются на попытки внедрения Linux в школах 2007-2009 гг., которые закончились ничем. Пока есть инерция, но политика импортозамещения распространяется на школы, и отменять ее никто не собирается.

Владимир Сухомлин, представлявший факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (по традиции сообществ разработчиков свободного ПО, где отсутствует организационная иерархия, должностей докладчиков на конференциях "Свободное программное обеспечение в высшей школе" не называют), рассказывал о системе развития цифровых навыков. Без наличия таких навыков, по его мнению, ни о какой цифровой экономике не может быть и речи. Также необходима система развития цифровых навыков для самых широких масс населения, от детей до пенсионеров.

Анатолий Кушнеренко из федерального государственного учреждения "Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук" (ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН) подчеркнул важность обучения программированию в раннем возрасте. Позднее начало обучения, по мнению Анатолия Кушниренко, приводит к тому, что необходимые навыки учащиеся 7-8 классов не получают. Но если обучение начинать в пять лет и продолжать в начальной школе, то дети получают устойчивые навыки. При этом, по его словам, педагогические кадры вполне успешно осваивали необходимые для обучения азам программирования умения, причем много времени курс переподготовки воспитателей детских садов и учителей младших классов не занял.  Какотметил Анатолий Кушнеренко, в Сургуте уже обучается 6000 детей в возрасте от пяти лет.

Целая секция конференции была посвящена робототехнике и технологиям интернета вещей. Как отметили участники конференции, задача обучить этим технологиям стоит в отношении самого широкого круга граждан, от детей до пенсионеров. При этом учить надо принципам работы, а не особенностям реальных систем, которые к тому же за время обучения могут устареть.