Владислав Новый
Дмитрий Шестоперов
07.02.2019

Как стало известно "Ъ", сервис для поездок на междугородных автобусах FlixBus в ближайшее время планирует начать работу в России. Компания ведет переговоры с перевозчиками, предлагая продавать 50% мест в автобусах и рассчитывая на 30-процентную долю в доходах. Некоторые из местных участников рынка считают модель работы сервиса "спорной" и сомневаются, что она сработает в России.

Немецкая FlixMobility GmbH (бренд FlixBus) выходит на российский рынок, сообщил "Ъ" источник в транспортной отрасли. Анонс выхода FlixBus в Россию запланирован на 21 февраля, подтверждал "Ъ" представитель компании на прошлой неделе. На запустившемся сайте flixbus.ru пока нельзя заказать поездку по России. Сейчас сервис ведет переговоры с перевозчиками и автотранспортными ассоциациями и набирает персонал в московский офис, говорит собеседник "Ъ" в отрасли.

FlixBus представлен на внутренних рынках Германии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Дании, Нидерландов, Венгрии, Чехии, Швеции, Польши и США, а также выполняет международные рейсы в 28 странах. Бизнес-модель FlixBus похожа на ту, что использовал до недавнего времени сервис "Яндекс.Автобусы", отмечает президент ассоциации ЕТС "Автобусные линии страны" Борис Лоран: автобусы водят партнеры под брендом FlixBus, а сама компания планирует сети маршрутов, определяет ценовую политику, осуществляет продажи онлайн и через собственные кассы. Но такая модель "не очень вписывается в нашу отрасль с учетом действующего законодательства", отмечает он. Эксперт опасается демпинга, который обернется "искусственно спровоцированной ситуацией перетекания пассажиропотока" из междугородных перевозок в сервисы попутчиков и социальные сети.

В России FlixBus предлагает перевозчикам контракт минимум на полтора года и претендует на 30% выручки от проданных через сервис билетов, следует из презентации компании (есть у "Ъ"). Сам FlixBus готов продавать минимум 50% мест автобуса. Кроме того, компания планирует заниматься тренировкой водителей и оснащать их фирменным приложением. В программу подготовки перевозчика к выходу на линию включено брендирование и техническое оснащение автобусов смартфонами, принтерами, WiFi-роутерами, GPS и ГЛОНАСС, а водителей — униформой, говорится в документе.

Источник "Ъ" на рынке перевозок утверждает, что ряд крупных российских компаний уже отказались сотрудничать с FlixBus "из-за спорной модели". Такая бизнес-модель может привести к монополизации рынка, что и произошло в Германии и ряде других стран, где под контролем FlixBus находится большая часть перевозок, предупреждает CEO Busfor Илья Екушевский. По его словам, "тотальный демпинг и консолидация" за рубежом "привели к закрытию многих перевозчиков". Сам Busfor отказался от подобной модели, два года назад решив закрыть "фирменные" рейсы, выполняемые на автобусах партнеров под брендом компании.

"Выход нового сильного игрока, конечно, может подстегнуть российский рынок, однако европейская модель один в один не применима к нашей действительности",— согласен заместитель директора по развитию бизнеса "Туту.ру" Игорь Сивец. По его мнению, все будет зависеть от того, как компания адаптирует модель под законодательство, что может сделать ее катализатором развития рынка или "поставить в оппозицию официальным перевозчикам и автовокзалам".

FlixBus начал развитие с рынка Германии, который изначально сильно отличался от того, что есть сейчас в России, говорит руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер. "Их бизнес-модель хорошо сработала в Западной Европе. Но рынок России отличается, например, размерами, большим количеством перевозчиков и традиционно сильным влиянием автовокзалов. Скорее всего, FlixBus придется предложить оригинальное локальное решение",— полагает она.