Точка зрения / июнь 2019
Игра на опережение

‌‌Денис Яклаков: "При реализации любого плана надо четко понимать потребности компании, причем не только сегодняшние, но и те, которые возникнут через несколько месяцев или даже лет"
06.06.2019

АО "Сбербанк Лизинг" является одной из старейших и крупнейших лизинговых компаний не только в России, но и в Европе. Она обслуживает как представителей крупного бизнеса, так и индивидуальных предпринимателей. Заместитель генерального директора и член правления компании "Сбербанк Лизинг" Денис Яклаков рассказал обозревателю "Стандарта" Якову Шпунту о том, какие направления цифровизации являются для компании приоритетными и как они соотносятся с цифровой стратегией Сбербанка.

- Какие задачи в области цифровой трансформации ставит перед "Сбербанк Лизингом" материнская компания и какие шаги реализуете по собственной инициативе? Есть ли единая стратегия трансформации, охватывающая все дочерние компании Сбербанка?

- У "Сбербанк Лизинга" есть ИТ-стратегия, разработку которой мы начали еще пять лет назад. Она согласована архитекторами ПАО "Сбербанк" и утверждена в соответствии с корпоративными процедурами. Эта стратегия тесно связана с материнской организацией: проекты "Сбербанк Лизинга" реализуются в связке с банковскими, и мы активно используем инфраструктуру Сбербанка.

При этом лизинг – ​отдельный бизнес, имеющий серьезные отличия от банковского. Соответственно, нам нужно автоматизировать бизнес-процессы, которых в банке нет. Поэтому в итоге большая часть процессов автоматизирована в системах "Сбербанк Лизинга", и только те процессы, которые полностью унифицированы с банком, – ​в его системах. Такой подход утвердило руководство Сбербанка.

Но в любом случае развитие ИТ‑систем "Сбербанк Лизинга" является предметом для обсуждения с архитекторами на уровне Сбербанка. И это полезно, поскольку уровень компетенций специалистов блока "Технологии" банка высок, их мнение и рекомендации для нас очень ценны.

- Расскажите о программе Digital, которую реализует "Сбербанк Лизинг". Когда она была принята? Каковы ее основные положения?

- Программа принята в начале 2018 года. Ее цель – ​ответить на актуальные для нас цифровые вызовы и обеспечить выполнение задач, которые ставит перед нашей компанией бизнес.

Мы определили для себя пять ключевых вызовов. Первый – ​работа с большими данными. Второй – ​повышение скорости принятия бизнес-решений и их надежности. Третий – ​развитие web- и мобильной платформ: наши клиенты становятся моложе, они привыкли получать необходимые услуги через мобильные устройства. Четвертый вызов – ​интеграция. Мир стал одной большой системой, части которой связаны огромным количеством каналов. А значит то, что мы создаем, должно "уметь" интегрироваться с системами банка, регуляторов, партнеров, клиентов, любых других субъектов, с которыми придется взаимодействовать. Пятый вызов – ​удобство в использовании наших систем, ориентированных прежде всего на клиентов. Последние исследования показывают, что клиенты, особенно молодые, все чаще отдают предпочтение удобным, а не дешевым сервисам. Так что интерфейсы взаимодействия с клиентами и партнерами должны быть удобными.

Отвечая на эти вызовы, бизнес (точнее, внутренний заказчик) сформулировал для нас ключевые задачи. Прежде всего нам нужно было создать собственную фронтальную систему, позволяющую взаимодействовать с клиентами, партнерами и банком напрямую. И поскольку более половины продаж стандартных продуктов "Сбербанк Лизинга" проходит через банк, второй задачей стала интеграция фронтальной системы в сервис "Сбербанк Бизнес Онлайн", который является ключевой составляющей всей экосистемы Сбербанка.

Третья задача – ​внедрение мощной CRM-системы, позволяющей вывести качество работы с клиентами на новый уровень. Четвертая – ​обновление ERP-системы на базе Microsoft Dynamics Nav, которую мы "переросли". К тому же в ближайшее время ожидается многократный рост количества операций, так что компании нужна более современная и производительная платформа. Также мы осознали необходимость внедрения BPM-модуля для более качественного управления бизнес-процессами. И наконец, в прошлом году мы завершили первый этап внедрения SAP SuccessFactors HR Management: эта система внедряется во всем Сбербанке с целью развития наиболее ценного ресурса – ​человеческого капитала.

- Вы как-то говорили, что будущее есть только у тех компаний, которые создадут свою экосистему или станут частью более крупной системы. Как эффективно выстроить такую систему?

- При реализации любого плана надо четко понимать потребности компании, причем не только сегодняшние, но и те, которые возникнут через несколько месяцев или даже лет. Только так можно понять, нужно строить свое или интегрироваться в чью-то инфраструктуру. Если вы понимаете, что необходимо работать с большим количеством внешних систем, то потребуется мощная платформа, и на рынке представлено большое разнообразие решений. Но делая выбор, нужно обращать внимание на то, насколько потенциальное решение соответствует вашим текущим и будущим потребностям. Для этого нужно задать такой вопрос: как будет выглядеть система и что вам даст ее использование? Так же осознанно нужно относиться к партнерству с интегратором, который, как правило, тоже участвует в выборе платформы. И если потенциальные партнеры способны жить потребностями вашего бизнеса, если возникла бизнес-эмпатия, то вероятность успешности проекта значительно вырастает.

- В 2017 году компания запустила сервис юридически значимого электронного документооборота E-Leasing. В чем особенность данного сервиса? Какие преимущества от его использования получает "Сбербанк Лизинг" и клиенты компании? Потребовал ли сервис доработок после ввода в эксплуатацию?

- Любой сервис требует постоянных доработок. С помощью специалистов нашего партнера ООО "КОРУС Консалтинг" мы интегрируем E-Leasing с платформой Terrasoft, которая внедряется в нашей компании. Это позволит реализовать механизм трехстороннего подписания непосредственно на портале "Сбербанк Лизинга".

Система E-Leasing дает возможность подписывать документы без использования бумажных носителей и без физического контакта клиента с нашими менеджерами и сотрудниками поставщика. Это экономит время и сокращает потребности в кадровых ресурсах, мы экономим на поиске, обучении, оплате труда персонала. В этом заключен важный экономический эффект: сделка с использованием E-Leasing стоит для нас существенно дешевле.

Есть определенное ограничение в скорости распространения этого сервиса – ​соответствующий "уровень подготовки" клиентов и поставщиков. В первом квартале 2019 года с использованием E-Leasing было оформлено более 15 % стандартных сделок. В текущем году мы планируем поднять этот уровень минимум до 25 %. Есть регионы, где доля электронно оформленных сделок существенно выше: это результат более активной позиции сотрудников "Сбербанк Лизинга" на местах, а также готовность крупных поставщиков к более активному использованию электронной подписи. В целом мы планируем в текущем году протестировать и запустить в эксплуатацию технологию, позволяющую не только уйти от бумажного документооборота, но также исключить сотрудников нашей компании из процесса рассмотрения и заключения лизинговой сделки.

- В конце 2018 года вы начали проект по модернизации СRM. Как вы выбирали систему для перехода? С какими сложностями столкнулись в ходе проекта?

- Как уже говорилось, наши прежние системы устарели, они перестают нас устраивать как по функциональности, так и по масштабируемости. Поэтому возникла необходимость их замены, что нашло отражение в ИТ-стратегии "Сбербанк Лизинга".

Мы рассматривали все возможные варианты, за исключением полностью облачных сервисов, которые не локализованы в России. В конце концов список свелся к трем решениям – ​от Oracle, Microsoft и Terrasoft. Мы сопоставляли стоимость, расходы на внедрение и сопровождение, функциональные возможности, наличие экспертизы и команд, способных реализовывать проекты. Решение Terrasoft в наибольшей степени отвечало нашим требованиям. Кроме того, в ходе встреч представители этой компании доказали, что лучше других понимают наши задачи, предложив для их решения несколько вариантов. Кроме того, они продемонстрировали, что на одной платформе можно реализовать функционал как CRM, так и фронтальной системы "Сбербанк Лизинга". Совокупность факторов определила наш выбор.
Сейчас проект находится на стадии активной реализации, и пока у нас нет оснований сомневаться в правильности сделанного выбора.

- Для выполнения ИТ-проектов компания привлекает штатных специалистов или сотрудников внешних организаций? Ощущает ли "Сбербанк Лизинг" дефицит ИТ-кадров и как справляется с этой проблемой?

- Для реализации крупных проектов мы используем комбинированные команды. Любой масштабный проект требует дополнительных ресурсов, брать которые "на борт" сложно да и порой не нужно. На рынке есть крупные, хорошо себя зарекомендовавшие интеграторы. Компания Terrasoft предоставила нам перечень своих партнеров с успешным опытом реализации проектов. Среди них мы и выбрали победителя.

Что касается проблемы дефицита ИТ‑кадров, то она есть. Мы столкнулись с ней при работе с продуктом Microsoft Dynamics Nav, специалистов по развитию которого относительно немного. В поиске мы многократно "просеиваем" рынок, выделяем в HR‑отделе сотрудников на подбор ИТ‑специалистов, в итоге закрывая требуемые вакансии.

- Видите ли вы перспективы применения таких технологий как искусственный интеллект, машинное обучение, blockchain, голосовые помощники? В каких бизнес-процессах "Сбербанк Лизинга" они могут быть востребованы?

- Да, мы видим перспективы для этих технологий в "Сбербанк Лизинге". В вопросах внедрения новых технологий также исходим из интересов бизнеса, это наш приоритет. Внедрять что бы то ни было ради внедрения, или просто потому что это модно, мы не будем.

Искусственный интеллект и машинное обучение используются в системах управления кредитными рисками всего Сбербанка, мы их тоже применяем. Также развиваем собственный чат-бот – ​консультанта по имени Лиза.