выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
29.07.2019

Mail.Ru Group и Сбербанк на минувшей неделе объявили о создании платформы O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды. В свете плодотворного сотрудничества Сбербанка с компанией "Яндекс" такой шаг выглядит по меньшей мере интересным. При этом у Сбербанка могут быть далеко идущие планы. Например, стать в итоге третьей силой на отечественном рынке онлайн-сервисов.  

Весьма вероятно, что для этого Сбербанк в скором времени выкупит доли партнеров в созданных СП. Учитывая, что Сбербанк – банк с госучастием, едва ли он встретит возражения регулирующих органов на этом пути. Таким образом, все получат то, чего хотят – Сбербанк может занять если не доминирующее, то как минимум весомое положение на отечественном рынке интернет-сервисов, а государство через контролируемый банк получит контроль над еще одной сферой, которая, как ни крути, является стратегически важной в цифровую эпоху.

На прошлой неделе Mail.Ru Group и Сбербанк объявили о том, что создадут платформу O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды в формате совместного предприятия. Оценка стоимости СП может превысить 100 млрд руб. Владеть этой совместной структурой стороны будут на паритетных началах. Mail.Ru Group вложит в новую компанию 100% долей Delivery Club и 22,69% такси-сервиса "Ситимобил", а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы других компаний в сфере такси и доставки еды. До закрытия сделки Mail.Ru Group организует передачу в СП не менее 75% акций "Ситимобила". Кроме того, холдинг отдаст в СП 7,7 млрд руб. Дополнительные инвестиции - до 5,1 млрд руб. - Mail.Ru добавит в капитал совместной платформы, если внесенные активы выполнят поставленные KPI в течение 12 месяцев после закрытия сделки.

Сбербанк внесет в СП 35% долей компании Foodplex и 38 млрд руб. Если Delivery Club и "Ситимобил" выполнят установленные KPI, Сбербанк внесет в компанию еще 13 млрд руб. Учитывая то, что Сбербанк уже активно сотрудничает с компанией "Яндекс" (эти компании создали СП на базе "Яндекс.Маркета" и реализуют проект маркетплейса "Беру"), а "Яндекс" является основным конкурентом Mail.Ru Group в области интернет-сервисов, создание СП с Mail.Ru Group выглядит по меньшей мере интересным шагом со стороны банка.

К этому следует добавить, что ряд СМИ недавно опубликовал информацию о том, что партнерство Сбербанка и "Яндекса" не так крепко. В частности, издание The Bell со ссылкой на свои источники сообщило, что Сбербанк недоволен тем, как развивается партнерство с "Яндексом". Сбербанк, якобы, имел претензии к тому, что совместный маркетплейс "Беру" не добился плановых показателей. Правда, руководство Сбербанка опровергло эту информацию. Глава банка Герман Греф заявил, что Сбербанк намерен продолжить совместные проекты с "Яндексом", и речи о прекращении сотрудничества не идет.

Впрочем, вопрос о том, с кем же Сбербанк, должен волновать в первую очередь Mail.Ru Group и "Яндекс". Очень возможно, что Сбербанк стремится к более масштабной цели - стать третьей силой на российском рынке интернет-сервисов, то есть, слегка перефразируя все того же Германа Грефа, реализовать формулу "интернет-компания с банковской лицензией". А благодаря партнерствам и с "Яндексом", и с Mail.Ru Group банк сможет набраться опыта на новых для него рынках, которые он сам оценивает как весьма перспективные.  

"Инвестиции в О2О-платформу - важный шаг в построении экосистемы Сбербанка. Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны, чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России", - заявлял президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф по поводу создания СП с Mail.Ru Group.

Очень возможно, что поработав в формате сотрудничества, Сбербанк через некоторое время предложит партнерам выкупить их доли в созданных СП, таким образом формируя третьего крупного игрока на отечественном рынке онлайн-сервисов (условный Сбердекс.Ru Group), который сможет играть значимую роль и на рынке онлайн-торговли (через маркетплейс "Беру"), и в других сегментах (благодаря платформе O2O-сервисов такси и доставки еды).  

Такой сценарий выглядит не таким уж несбыточным, и высока вероятность того, что партнеры пойдут Сбербанку навстречу. Не стоит забывать, что Сбербанк – банк, контролируемый государством, и едва ли он встретит возражения на своем пути. Интерес государства в том, чтобы пойти по такому сценарию, вполне понятен. Государство стремится контролировать стратегические сферы отечественной экономики. Так, например, видно движение в сторону огосударствления (или, как минимум, получения значительного влияния) на телекоммуникационном рынке: всем памятна история того, как Tele2 стала российской компанией, и все знают о том, что не за горами день, когда контроль над Tele2 получит "Ростелеком". Учитывая общий курс на цифровизацию всего и вся, а также то, что онлайн-сфера является стратегически важной в цифровую эпоху, государство через контролируемый Сбербанк сможет получить контроль над этой сферой.

Кстати, еще одним доказательством того, что государство очень неравнодушно к отечественным интернет-компаниям, может служить то, что в конце минувшей недели на рассмотрение в Госдуму РФ внесен новый законопроект. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в информационных ресурсах, которые являются значимыми для информационной инфраструктуры РФ, не должна превышать 20%. Владелец, который получил уведомление о том, что его ресурс признан значимым, должен предоставить в Роскомнадзор документы о том, что требования законодательства выполнены. Если этого не произойдет, ведомство должно проинформировать правительственную комиссию, а та примет решение о неисполнении законодательства. После этого нарушителю запретят распространять рекламу о своем ресурсе. Более того, он не сможет использовать ресурс для распространения рекламы, которая направлена на привлечение потребителей на территории России.

В пятницу автор инициативы, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил в разговоре с представителями ТАСС, что перечень значимых для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры ресурсов будет составлять правительственная комиссия. "Я считаю, что "Яндекс" это, безусловно, коснется", - сказал Антон Горелкин. По его мнению, в случае принятия документа "Яндексу" необходимо будет изменить структуру собственности.