Евгения Баленко
Александра Посыпкина
03.09.2019

Эксперты "Сколково" предложили использовать big data для изменения законодательства, ввести регулирование "цифрового следа" гражданина и госконтроль за устройствами интернета вещей. Участникам рынка инициативы пока не нравятся

Предложение анализировать большие массивы данных для оперативной корректировки действующих законодательных норм содержится в "Концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики". Документ был разработан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве по заказу "Сколково" (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил глава департамента по развитию фонда "Сколково" Сергей Израйлит).

Разработка подобной концепции предусмотрена в нацпрограмме "Цифровая экономика". Израйлит подчеркнул, что текст, обсуждаемый с экспертами — это одна из промежуточных версий, "обозначенные темы в настоящее время еще не прошли экспертное обсуждение".

"Основная идея регулирования заключается в том, чтобы своевременно вносить изменения в регулирование, чтобы оно не вредило экономическому состоянию тех или иных субъектов. Например, если у граждан есть спрос на проезд и остановку транспорта в каком-то определенном месте, то в результате запрета остановки может сократиться поток клиентов в магазины и рестораны. В итоге снизится инвестиционная привлекательность всего района. За счет накопленных на цифровых платформах данных, например сервиса "Яндекс.Карты", можно связать регуляторные решения с реальным спросом и создать более эффективную модель регулирования", — пояснил Сергей Израйлит. По его словам, такая модель будет эффективнее традиционных способов, когда нормы создаются только на основе человеческого анализа и пожеланий заказчика.

Также в концепции указано, что на законодательном уровне необходимо определить понятие "цифрового следа" как совокупности данных о "действиях пользователя в цифровом пространстве". При этом цифровой след авторы документа делят на две категории: "активный" и "пассивный". К первой относится информация, которую пользователь оставляет в социальных сетях и личных кабинетах на сайтах, включая портал госуслуг и банковские ресурсы. К ней относятся, например, ФИО, дата рождения, контакты, место работы, личные фото и видео. Пассивный след — это данные, которые оставляются ненамеренно или вследствие работы соответствующего ПО. Как указано в концепции, это данные, которые собирает операционная система устройства пользователя или поисковик, которым пользуется человек.

Авторы документа считают, что необходимо регламентировать только использование активного "цифрового следа".