главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
07.09.2019

Несмотря на бравурные реляции разработчиков телекоммуникационного оборудования, сотовые сети пятого поколения (5G) во всем мире создаются весьма неспешно, а те, что запущены, имеют очаговое покрытие в крупных городах. Но ситуация может в корне измениться, когда (и если) сети 5G начнут строить крупные корпорации.

Собственно, в течение последних нескольких лет глобальная мобильная экосистема сошлась во мнении, что сети пятого поколения нужны для подключения вещей, а не людей. Людям эта технология не нужна: например, в России с более чем 170 %-ным проникновением сотовой связи вряд ли кто-то заведет себе вторую, а то и третью сотовую подписку. Конечно, абоненты будут рады получить более высокую скорость мобильного интернет-доступа, но заплатить за нее они готовы все те же 300 рублей в месяц (такой уровень ARPU в сотовых сетях РФ сохраняется уже много лет).

Поэтому вендоры, а следом и мобильные операторы вроде бы пришли к выводу, что монетизацию сетей 5G могут обеспечить корпоративные клиенты. Во всех отраслях экономики набирает обороты цифровая трансформация, и все сильнее становится потребность корпораций в сборе многочисленных типов данных, их передаче, анализе и, как следствие, в принятии решений принципиально нового уровня или выдаче управляющего воздействия. Именно корпорациям могут пригодиться такие возможности 5G, как малая скорость задержки в передаче данных, обслуживание огромного количества подключенных устройств и слайсинг (возможность настраивать функциональность и параметры обслуживания в сети для любого пользователя).
Исторически сети мобильной связи развивались от центров крупных городов к их границам, со временем они добирались до менее крупных населенных пунктов, а дороги и сельская местность получали сотовое покрытие по остаточному принципу. Это было логично: операторы строили сети там, где была максимальная концентрация абонентов. Но если сети 5G ориентированы на подключение устройств (речь не о глупостях из серии "чайник сказал утюгу", а о промышленных активах), то логика развертывания сетевой инфраструктуры должна измениться. Индустриальные объекты, особенно в такой большой стране, как Россия, могут находиться вдали от городов – ​например, в Арктической зоне или в Восточной Сибири, – ​но именно там есть платежеспособный заказчик. Российские ресурсные корпорации, прежде всего нефтяные и газовые компании, уже сейчас нуждаются в сборе данных на месторождениях, трубопроводах и заводах, и им недосуг ждать, когда сотовые компании дойдут до них с сетями 5G.

Поэтому в мире набирает обороты идеология корпоративных (или частных) сетей 5G. Германия – ​страна с образцово-показательной промышленностью, давшая старт концепции "Индустрия 4.0", – ​во второй половине 2019 года проведет аукцион на частоты 5G (в полосе 3,7‑3,8 ГГц) в отдельных географических местностях специально для корпораций. Мощное сотовое лобби во главе с GSMA уже выражает шумные протесты, понимая, что корпоративные клиенты могут перетянуть одеяло 5G на себя.

В России такой сценарий развития рынка подвижной связи еще более вероятен: нефтяники, нефтехимики и химики, газовики, металлурги имеют одновременно и бизнес-потребности в сетях 5G, и инновационные амбиции, и средства на развертывание сотовой инфраструктуры. При этом проблемы с наличием частот для 5G-сетей на территориях с большой плотностью населения где-нибудь на Ямале или в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) отсутствуют. Корпорации явно присматриваются к такому сценарию: к примеру, в июне 2019 года "СИБУР", в партнерстве с Ericsson и группой МТС, протестировал корпоративную сеть LTE (Private LTE) в Томской области и ХМАО. Интерес к таким сетям проявляют "Газпром нефть" (ГПН) и другие корпорации. С появлением на коммерческом рынке полноценного оборудования 5G эта линия явно будет продолжена.

Теоретически корпорации могут привлекать сотовых операторов, обладающих немалым опытом в мобильном секторе, как аутсорсеров – ​и для планирования, и для развертывания, и для эксплуатации своих сетей LTE и 5G. Но немалое количество компаний в разных секторах экономики успешно строят и эксплуатируют сети профессиональной мобильной радиосвязи (TETRA и иных стандартов), не прибегая к внешним ресурсам. К тому же у многих корпораций есть дочерние ИТ- и телекоммуникационные компании (скажем, "Транснефть-Телеком" у "Транснефти" или "Ноябрьскнефтегазсвязь" у "Газпром нефти"), и их компетенций вполне достаточно для самостоятельного развертывания и эксплуатации сетей 5G.

Лично я не знаю, что могут противопоставить сотовые компании такому сценарию развития рынка 5G – ​разве что спешное вхождение в альянсы с крупными корпорациями и активное предложение себя на роль аутсорсинговых 5G-партнеров. Еще один вариант – ​лоббирование интересов на уровне регулятора – ​с тем, чтобы он не выдавал радиочастоты по региональному принципу (а федеральный частотный спектр корпорациям не нужен). Какой подход победит, станет ясно уже через год-два. А возможно, мы увидим на рынке одновременно все сценарии.

Журнал "Стандарт" №7-8 (197-198) июль - август 2019